2. Странный выбор

кандидатуры командира «Союза-19».

 

 

Какой практический опыт должен был иметь командир «Союза-19»?

 

Согласно официальной программе ЭПАС «Союз-19» должен был провести две стыковки с «Аполлоном». В этих стыковках активная роль отводилась «Аполлону». Но, очевидно, что и умелые действия экипажа «Союза-19» должны были способствовать успеху стыковок.

 

В каждом полёте космонавты что-то делают впервые. Но когда речь идёт о первом международном полёте, то количество этих «впервые» должно быть минимально. Стыковку всегда выполняет командир экипажа. Отсюда наш интерес к практическому опыту А. Леонова, назначенному командиром «Союза-19». Командир «Союза-19», по мнению автора, должен был вынести из своих предыдущих полётов следующий практический опыт:

а) опыт командования космическим кораблём;

б) опыт изменения параметров орбиты корабля;

в) опыт сближения с другим кораблём;

г) опыт стыковки с другим кораблём;

д) опыт полёта на «Союзах», а лучше – на «Союзе-М»;

ж) опыт участия в генеральной репетиции советской части ЭПАС (конечно, в качестве командира!)

Такая генеральная репетиция прошла на орбите в декабре 1974 года, во время 8-дневного полёта корабля «Союза-16»/ «Союз-М». Ни А. Леонов, ни его бортинженер В. Кубасов в этой репетиции не участвовали;

з) опыт многодневных полётов на орбите, поскольку полёт «Союза-19» планировался на 6 суток;

е) и, наконец, последний его космический полёт должен быть достаточно недавним, чтобы командир «Союза-19» имел свежие практические навыки работы непосредственно в космосе и на современной космической технике.

 

Ни одному из восьми вышеперечисленных условий к июлю 1975 года космонавт А. Леонов не отвечал!

Действительно, А. Леонов никогда не был командиром корабля. Он летал вторым пилотом на корабле «Восход-2»;

«Восход-2» совершал одиночный полёт. В его полётное задание не входили

ни изменение параметров орбиты корабля,

ни сближение с другим кораблём,

ни, тем более, стыковка с другим кораблём;

С 1968 года советские космонавты летали только на «Союзах», кардинально отличавшихся от кораблей типа «Восход». Будущий командир «Союза-19» не летал ни на обычных «Союзах», ни на модернизированном «Союзе-М».

А. Леонов не имел опыта многодневных полётов, его единственный полёт на «Восходе-2» длился 1 сутки:

Полёт «Восхода-2» имел место за 10 лет до ЭПАСа.

В генеральной репетиции советской части ЭПАС (полёт «Союз-16»/»Союз-М») А. Леонов не участвовал.

 

 

Какой практический опыт имели другие космонавты накануне ЭПАС?

 

 

Но, может быть, среди других членов отряда космонавтов, вообще мало кто отвечал сформулированным требованиям? Ничего подобного! В этом убеждает приведённая ниже таблица 1. В ней приведена выборка части полётов советских космонавтов, осуществлённых до полёта ЭПАС, сделанная из источника [1].

В таблице1 указаны 11 полётов советских космонавтов, хотя к июлю 1975 года наши космонавты осуществили 26 полётов в космос. Из этих 26 полётов в выборку не включены полёты №№1-7, как совершённые на кораблях первого поколения «Восток» и «Восход», поскольку советская часть ЭПАС базировалась на использовании корабля «Союз-М», созданного на базе корабля «Союз». Исключение сделано для полёта «Восхода-2», прошедшего с участием А. Леонова. Не включены трагически закончившиеся полёты на «Союзе-1» и «Союзе-11».

 Из успешных полётов на «Союзах» включены лишь те, в которых отрабатывались сближение космических кораблей и их стыковка. Потому что именно сближение и стыковка «Союза – 19» и «Аполлона» были «гвоздём» официального проекта ЭПАС.

 

 

 

 

Таблица 1. Список некоторых полётов советских космонавтов за период  март 1965 –  декабрь 1974 г.г.

Номер полёта по советской программе.

Даты полета

Длит. полета в корабле (сут.)

Экипаж

(выделен командир)

Корабль

Примечания

8

18-19.03.1965

1

П. Беляев, А. Леонов

«Восход-2»

Выход А. Леонова в открытый космос

10

26-30.10.1968

4

Г. Береговой

«Союз-3»

Сближение с беспилотным кораблем «Союз – 2»

11

14-17.01.1969

3

В. Шаталов

«Союз-4»

Стыковка  с пилотируемым кораблём «Союз - 5»

12

15-18.01.1969

3

Б. Волынов,

А. Елисеев, Е. Хрунов

«Союз-5»

Стыковка  с пилотируемым кораблем «Союз - 4».

На 35-м витке космонавты Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4».

13

11-16.10.1969

5

Г. Шонин, В. Кубасов

«Союз-6»

Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8»

14

12-17.10.1969

5

А. Филипченко
В. Волков, В. Горбатко

«Союз-7»

Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8»

15

13-18.10.1969

5

В. Шаталов, А. Елисеев

«Союз-8»

Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8»

17

23-25.04.1971

2

В. Шаталов, А. Елисеев
Н. Рукавишников

«Союз-10»

Отработка системы стыковки  корабля «Союз» и станции "Салют"

21

3-19.07.1974

17, из них 15 на станции

П. Попович,

Ю. Артюхин

«Союз-14» -

«Салют-3»

Стыковка «Союза-14» и станции «Салют-3»

23

2-8.12.1974

6

А Филипченко
Н. Рукавишников

«Союз-16»

(«Союз-М»)

Генеральная репетиция советской части ЭПАС – пилотируемое испытание корабля «Союз-М»

24

11.01-9.02.1975

31, из них 30 на станции

А. Губарев, Г. Гречко

«Союз-17» -

«Салют-4»

Стыковка пилотируемого корабля и станции «Салют-4»

 

Включая повторные полёты, до января 1975 года 23 советских космонавта летали на «Союзах». Искусством маневрирования в космосе и сближения с другим кораблём (или станцией) овладели 8 командиров кораблей (из них В. Шаталов – трижды). Стыковку кораблей осуществили 3 командира.  Минимальный полётный стаж при полёте именно в корабле имел командир Б. Волынов (3 суток, меньше – только у Леонова!), максимальный – командир А. Филипченко (11 суток). Особо следует выделить экипаж «Союза-16/Союза-М» - А. Филипченко (командир) и Н. Рукавишников (бортинженер). Их полёт явился единственной генеральной репетицией в космосе советской части официальной программы ЭПАС.

Таким образом, перед своим назначением на должность командира «Союза-19» А. Леонов очень проигрывал другим космонавтам по части практического опыта, необходимого для осуществления совместного полёта «Союз-Аполлон».

 

А как сам А. Леонов объясняет своё назначение командиром «Союза-19»?

 

            Видимо, не только у автора данной статьи назначение А. Леонова командиром «Союза-19» вызвало вопросы. 15 июля 2005 года по случаю 30-летия ЭПАСа  корреспондент газеты «Известия» задал космонавту такой вопрос [2]:

«В отряде космонавтов было много сильных специалистов. Почему задание, где на карту было поставлено слишком многое, поручили именно Вам?».

Вот что ответил А. Леонов: «Думаю, искали космонавта, который чаще других оказывался в критических ситуациях. Тогда я был единственным, кто побывал в открытом космосе».

 

Неужели руководство страны желало подыскать на роль командира советской части полёта международного полёта человека, способного «чаще других оказывался в критических ситуациях»? Казалось бы, для международного полёта, как ни для какого другого, нужен человек, который сумеет не оказаться в нештатной ситуации. А именно А. Леонов «талантом» создавать нештатные ситуации обладал, поскольку предпочитал пренебрегать инструкциями, данными ему на Земле [3]. Задачей А. Леонова во время полёта «Восхода-2» был выход в открытый космос. Он эту задачу выполнил, но создал одну за другой две нештатных ситуации, в первой из которых мог погибнуть лично он, а во второй – он и ещё в придачу командир корабля П. Беляев вместе со всем кораблём [3]. А всё из-за пренебрежения инструкциями. Вот что говорят об этом разработчики скафандров в газете «Аргументы Недели» [4].

 

Илл.1. Создатели космических скафандров:

(слева направо) - ведущий конструктор Исаак Абрамов, генеральный конструктор НПП «Звезда» профессор Гай Северин, первый заместитель генерального конструктора Виталий Сверщек.

АН, №39/581, http://argumenti.ru/templinks/md5files/af00f431d2d136e4fd21ec4a46498def.pdf

 

            (Вопрос «АН»): Как так получилось, что скафандр Леонова раздуло и Алексей Архипович, лишь испытав чудовищное напряжение, вернулся на борт корабля?».

            (Ответ): Вопреки инструкциям, он вошёл в шлюзовую камеру головой вперёд. А потом, с трудом перевернувшись в мягкой шлюзовой камере (была бы жёсткая конструкция, космонавт был бы обречён), сумел за собой закрыть люкскафандр тут не причём, конструкция отработала штатно. Скафандр, как футбольный мячик, не может раздуться больше, чем заложено конструкцией».

 

            Утверждение А. Леонова о том, что «тогда я был единственным, кто побывал в открытом космосе» тоже вызывает удивление. Во-первых, за 6 лет до ЭПАСа в январе 1969 года космонавты Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4». Это был первый в мире переход из корабля в корабль через открытый космос. Во-вторых, опыт выхода в открытый космос был абсолютно бесполезен для выполнения официальной программы ЭПАС. Эта программа не предусматривала выход в открытый космос.       

           

Были во время полёта «Восхода-2» и другие трудности. Но «выпутывался» из них не А. Леонов. Например, пришлось осуществлять спуск корабля на Землю в ручном режиме. Корабль сел в зимней тайге далеко от заданного района [3]. Но ведь управлял кораблём при спуске с орбиты командир корабля, то есть П. Беляев, а не второй  пилот экипажа А. Леонов!

 

Что и говорить – странный выбор был сделан по части командира «Союза-19»! Может быть, дело в том, что и сам полёт ЭПАС был странный и вовсе не такой, каким его представили официально высшие руководители США и СССР и послушные им СМИ? Об этом – следующая глава.

 

Ссылки:

 

Интернет – ссылки проверены по состоянию на 13.11.2017

1. «Хроника пилотируемых полетов» http://www.zabor.com/space/astronauts/dates.html

2. Алексей Леонов: «После полета с американцами меня решили исключить из партии»  Интервью А. Леонова «Известиям», Сергей Лесков

15 июля 2005 года. http://izvestia.ru/news/304283

3. Истории. Время первых. Вот что Алексей Архипович вспоминает о своем первом полете. https://rep.ru/articles/1776-vremya-pervih-sudbi-i-tragedii-pervih-rossijskih-kosmonavtov-kotorie-pokorili-kosmos-no-ne-pokorili-zhizn/

4. АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ №39(581) 5 – 11 октября 2017 г. №39(581), четверг 5 октября 2017 года

Статья «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА», текст со стр.8. Иллюстрация со стр.9. http://argumenti.ru/templinks/md5files/af00f431d2d136e4fd21ec4a46498def.pdf