2. Странный выбор
кандидатуры командира «Союза-19».
Какой практический опыт должен был иметь командир «Союза-19»?
Согласно официальной программе ЭПАС «Союз-19» должен был провести две стыковки с «Аполлоном». В этих стыковках активная роль отводилась «Аполлону». Но, очевидно, что и умелые действия экипажа «Союза-19» должны были способствовать успеху стыковок.
В каждом полёте космонавты что-то делают впервые. Но когда речь идёт о первом международном полёте, то количество этих «впервые» должно быть минимально. Стыковку всегда выполняет командир экипажа. Отсюда наш интерес к практическому опыту А. Леонова, назначенному командиром «Союза-19». Командир «Союза-19», по мнению автора, должен был вынести из своих предыдущих полётов следующий практический опыт:
а) опыт командования космическим кораблём;
б) опыт изменения параметров орбиты корабля;
в) опыт сближения с другим кораблём;
г) опыт стыковки с другим кораблём;
д) опыт полёта на «Союзах», а лучше – на «Союзе-М»;
ж) опыт участия в генеральной репетиции советской части ЭПАС (конечно, в качестве командира!)
Такая генеральная репетиция прошла на орбите в декабре 1974 года, во время 8-дневного полёта корабля «Союза-16»/ «Союз-М». Ни А. Леонов, ни его бортинженер В. Кубасов в этой репетиции не участвовали;
з) опыт многодневных полётов на орбите, поскольку полёт «Союза-19» планировался на 6 суток;
е) и, наконец, последний его космический полёт должен быть достаточно недавним, чтобы командир «Союза-19» имел свежие практические навыки работы непосредственно в космосе и на современной космической технике.
Ни одному из восьми вышеперечисленных условий к июлю 1975 года космонавт А. Леонов не отвечал!
Действительно, А. Леонов никогда не был командиром корабля. Он летал вторым пилотом на корабле «Восход-2»;
«Восход-2» совершал одиночный полёт. В его полётное задание не входили
ни изменение параметров орбиты корабля,
ни сближение с другим кораблём,
ни, тем более, стыковка с другим кораблём;
С 1968 года советские космонавты летали только на «Союзах», кардинально отличавшихся от кораблей типа «Восход». Будущий командир «Союза-19» не летал ни на обычных «Союзах», ни на модернизированном «Союзе-М».
А. Леонов не имел опыта многодневных полётов, его единственный полёт на «Восходе-2» длился 1 сутки:
Полёт «Восхода-2» имел место за 10 лет до ЭПАСа.
В генеральной репетиции советской части ЭПАС (полёт «Союз-16»/»Союз-М») А. Леонов не участвовал.
Какой практический опыт имели другие космонавты накануне ЭПАС?
Но, может быть, среди других членов отряда космонавтов, вообще мало кто отвечал сформулированным требованиям? Ничего подобного! В этом убеждает приведённая ниже таблица 1. В ней приведена выборка части полётов советских космонавтов, осуществлённых до полёта ЭПАС, сделанная из источника [1].
В таблице1 указаны 11 полётов советских космонавтов, хотя к июлю 1975 года наши космонавты осуществили 26 полётов в космос. Из этих 26 полётов в выборку не включены полёты №№1-7, как совершённые на кораблях первого поколения «Восток» и «Восход», поскольку советская часть ЭПАС базировалась на использовании корабля «Союз-М», созданного на базе корабля «Союз». Исключение сделано для полёта «Восхода-2», прошедшего с участием А. Леонова. Не включены трагически закончившиеся полёты на «Союзе-1» и «Союзе-11».
Из успешных полётов на «Союзах» включены лишь те, в которых отрабатывались сближение космических кораблей и их стыковка. Потому что именно сближение и стыковка «Союза – 19» и «Аполлона» были «гвоздём» официального проекта ЭПАС.
Таблица 1. Список некоторых полётов советских космонавтов за период март 1965 – декабрь 1974 г.г.
Номер полёта по советской программе. |
Даты полета |
Длит. полета в корабле (сут.) |
Экипаж (выделен командир) |
Корабль |
Примечания |
8 |
18-19.03.1965 |
1 |
«Восход-2» |
Выход А. Леонова в открытый космос |
|
10 |
26-30.10.1968 |
4 |
«Союз-3» |
Сближение с беспилотным кораблем «Союз – 2» |
|
11 |
14-17.01.1969 |
3 |
«Союз-4» |
Стыковка с пилотируемым кораблём «Союз - 5» |
|
12 |
15-18.01.1969 |
3 |
«Союз-5» |
Стыковка с пилотируемым кораблем «Союз - 4». На 35-м витке космонавты Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4». |
|
13 |
11-16.10.1969 |
5 |
«Союз-6» |
Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8» |
|
14 |
12-17.10.1969 |
5 |
«Союз-7» |
Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8» |
|
15 |
13-18.10.1969 |
5 |
«Союз-8» |
Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8» |
|
17 |
23-25.04.1971 |
2 |
«Союз-10» |
Отработка системы стыковки корабля «Союз» и станции "Салют" |
|
21 |
3-19.07.1974 |
17, из них 15 на станции |
«Союз-14» - «Салют-3» |
Стыковка «Союза-14» и станции «Салют-3» |
|
23 |
2-8.12.1974 |
6 |
«Союз-16» («Союз-М») |
Генеральная репетиция советской части ЭПАС – пилотируемое испытание корабля «Союз-М» |
|
24 |
11.01-9.02.1975 |
31, из них 30 на станции |
«Союз-17» - «Салют-4» |
Стыковка пилотируемого корабля и станции «Салют-4» |
Включая повторные полёты, до января 1975 года 23 советских космонавта летали на «Союзах». Искусством маневрирования в космосе и сближения с другим кораблём (или станцией) овладели 8 командиров кораблей (из них В. Шаталов – трижды). Стыковку кораблей осуществили 3 командира. Минимальный полётный стаж при полёте именно в корабле имел командир Б. Волынов (3 суток, меньше – только у Леонова!), максимальный – командир А. Филипченко (11 суток). Особо следует выделить экипаж «Союза-16/Союза-М» - А. Филипченко (командир) и Н. Рукавишников (бортинженер). Их полёт явился единственной генеральной репетицией в космосе советской части официальной программы ЭПАС.
Таким образом, перед своим назначением на должность командира «Союза-19» А. Леонов очень проигрывал другим космонавтам по части практического опыта, необходимого для осуществления совместного полёта «Союз-Аполлон».
А как сам А. Леонов объясняет своё назначение командиром «Союза-19»?
Видимо, не только у автора данной статьи назначение А. Леонова командиром «Союза-19» вызвало вопросы. 15 июля 2005 года по случаю 30-летия ЭПАСа корреспондент газеты «Известия» задал космонавту такой вопрос [2]:
«В отряде космонавтов было много сильных специалистов. Почему задание, где на карту было поставлено слишком многое, поручили именно Вам?».
Вот что ответил А. Леонов: «Думаю, искали космонавта, который чаще других оказывался в критических ситуациях. Тогда я был единственным, кто побывал в открытом космосе».
Неужели руководство
страны желало подыскать на роль командира советской части полёта международного
полёта человека, способного «чаще других оказывался в критических ситуациях»?
Казалось бы, для международного полёта, как ни для какого другого, нужен
человек, который сумеет не оказаться в нештатной ситуации. А именно А. Леонов «талантом»
создавать нештатные ситуации обладал, поскольку предпочитал пренебрегать
инструкциями, данными ему на Земле [3]. Задачей
А. Леонова во время полёта «Восхода-2» был выход в открытый космос. Он эту
задачу выполнил, но создал одну за другой две нештатных ситуации, в первой из
которых мог погибнуть лично он, а во второй – он и ещё в придачу командир
корабля П. Беляев вместе со всем кораблём [3]. А
всё из-за пренебрежения инструкциями. Вот что говорят об этом разработчики
скафандров в газете «Аргументы Недели» [4].
Илл.1. Создатели космических скафандров:
(слева направо) - ведущий конструктор Исаак Абрамов, генеральный конструктор НПП «Звезда» профессор Гай Северин, первый заместитель генерального конструктора Виталий Сверщек.
АН, №39/581, http://argumenti.ru/templinks/md5files/af00f431d2d136e4fd21ec4a46498def.pdf
(Вопрос «АН»): Как так получилось, что скафандр Леонова раздуло и Алексей Архипович, лишь испытав чудовищное напряжение, вернулся на борт корабля?».
(Ответ): Вопреки инструкциям, он вошёл в шлюзовую камеру головой вперёд. А потом, с трудом перевернувшись в мягкой шлюзовой камере (была бы жёсткая конструкция, космонавт был бы обречён), сумел за собой закрыть люк – скафандр тут не причём, конструкция отработала штатно. Скафандр, как футбольный мячик, не может раздуться больше, чем заложено конструкцией».
Утверждение А. Леонова о том, что «тогда я был единственным, кто побывал в открытом космосе» тоже вызывает удивление. Во-первых, за 6 лет до ЭПАСа в январе 1969 года космонавты Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4». Это был первый в мире переход из корабля в корабль через открытый космос. Во-вторых, опыт выхода в открытый космос был абсолютно бесполезен для выполнения официальной программы ЭПАС. Эта программа не предусматривала выход в открытый космос.
Были во время полёта «Восхода-2» и другие трудности. Но «выпутывался» из них не А. Леонов. Например, пришлось осуществлять спуск корабля на Землю в ручном режиме. Корабль сел в зимней тайге далеко от заданного района [3]. Но ведь управлял кораблём при спуске с орбиты командир корабля, то есть П. Беляев, а не второй пилот экипажа А. Леонов!
Что и говорить – странный выбор был сделан по части командира «Союза-19»! Может быть, дело в том, что и сам полёт ЭПАС был странный и вовсе не такой, каким его представили официально высшие руководители США и СССР и послушные им СМИ? Об этом – следующая глава.
Ссылки:
Интернет – ссылки проверены по состоянию на 13.11.2017
1. «Хроника пилотируемых полетов» http://www.zabor.com/space/astronauts/dates.html
2. Алексей Леонов: «После полета с американцами меня решили исключить из партии» Интервью А. Леонова «Известиям», Сергей Лесков
15 июля 2005 года. http://izvestia.ru/news/304283
3. Истории. Время первых. Вот что Алексей Архипович вспоминает о своем первом полете. https://rep.ru/articles/1776-vremya-pervih-sudbi-i-tragedii-pervih-rossijskih-kosmonavtov-kotorie-pokorili-kosmos-no-ne-pokorili-zhizn/
4. АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ №39(581) 5 – 11 октября 2017 г. №39(581), четверг 5 октября 2017 года
Статья «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА», текст со стр.8. Иллюстрация со стр.9. http://argumenti.ru/templinks/md5files/af00f431d2d136e4fd21ec4a46498def.pdf