3. О чём говорит назначение А. Леонова командиром «Союза-19»?

 

 «Возникает вопрос о совместном полете «Союз-Аполлон». Если принять версию о советско-американском сговоре, то этот полет мог быть также сфальсифицирован, но теперь с нашим прямым участием. А ведь членом нашего «экипажа» был космонавт Леонов.

Возможно, этим и объясняется его позиция ярого защитника американских «достижений на Луне». (Из письма читателя, Ярослава Михайлова, Москва).

 

ЭПАС - информационная спецоперация?

  

Афера США с «высадками» астронавтов на Луне (1968 – 1972 г.г.) была информационной спецоперацией глобального масштаба.  И, что важно, СССР был молчаливым, но весьма важным участником этой спецоперации.

Поскольку брежневское руководство СССР продолжало курс на политическое сближение с США (так называемая «политика разрядки»), то по аналогии с лунной аферой, в 1975 году под эгидой ЭПАС могла быть разыграна вторая информационная глобальная спецоперация, теперь уже совместная.

В отличие аферы с «высадками» роль СССР в афере ЭПАС была весьма активной, как по политическому значению, так и по собственным средствам, на неё затраченным.

Истинную подоплёку ЭПАСа знала лишь кучка людей из политической и научной элиты и элиты разведывательных органов, но уже, как американских, так и советских. Но были в курсе содержания спецоперации и очень немногие люди, отнюдь не относящиеся к элитам ни той, ни другой страны.

С американской стороны – это остававшиеся на Земле астронавты Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Брандт.

С советской стороны – это те, кто действительно летал на орбиту, то есть наши космонавты А. Леонов и В. Кубасов. Они, как исполнители, были на «острие атаки» спецоперации ЭПАС. Естественно, что для участия в совместной спецоперации выбираются люди с особыми личными качествами.

 

Что касается командира «Союза-19», то должен иметь не просто хорошие, а отличные и доверительные отношения с американцами. Не только с астронавтами, но и со всеми американскими партнёрами по программе ЭПАС. Судьба свела автора данной статьи с человеком, который в 1976 году, вскоре после ЭПАСа сопровождал А. Леонова и В. Кубасова, выезжавших в составе группы на тематическую конференцию в Лос-Анджелес.

Он рассказал, что именно А. Леонов при каждом удобном случае демонстрировал свои особо тёплые отношения с Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брандтом и другими американскими партнёрами.

 

Илл.1. А. Леонов и В. Кубасов перед полетом в Америку.

http://12apr.su/books/item/f00/s00/z0000022/st012.shtml

 

            Мы сравнительно мало говорим о втором члене экипажа – о бортинженере В. Кубасове. На это есть две причины. Первая – это то, что личность командира корабля является, конечно, определяющей. А вторая может быть выражена известной пословицей – «рыбак рыбака видит издалека». И нет никаких сомнений, что командир подобрал себе подходящего помощника. Конечно, спецслужбы обеих сторон этот выбор проверили и утвердили.

 

 Примерное содержание спецоперации ЭПАС.

 

Итак, при наличии большого резерва более опытных космонавтов назначенный командир «Союза-19» не имеет опыта встречи и стыковки с другим кораблём на орбите, то, следовательно, действительная программа ЭПАС не предусматривала ни встречи с «Аполлоном», ни соответственно, стыковки с ним. Следовательно, «Аполлон - ЭПАС» во время «совместного полёта» оставался на Земле. В космос летал только «Союз-19»

На это указывает, в частности, и содержание главы 1, где показано, как интенсивно готовилась к полёту ЭПАС советская космическая техника, и то, с каким олимпийским спокойствием ничего не делали в этом направлении американцы.

Тогда понятно, что участие А. Леонова (а также В Кубасова) в генеральной репетиции советской части официального варианта ЭПАСа было совершенно излишним. Пусть рискуют жизнью другие космонавты. Например, А. Филипченко и Н. Рукавишников («Союз-16»). А космонавтов «Союза-19» надо беречь для выполнения особого задания.

 

 

Любая спецоперация требует легенды прикрытия. И, если речь идёт о серьёзной (более того – о глобальной) спецоперации, то легенда прикрытия - это далеко не всегда одни лишь словесные истории и фальшивые документы. В таком случае легенда зачастую требует огромных материальных затрат и труда многих тысяч людей. Причём эти тысячи людей используются «в тёмную», а плоды их труда по окончании спецоперации, за немногими исключениями, уходят, образно говоря, в мусорные корзины и на свалки. А исключения направляются в музеи с тем, чтобы уже там, в течение долгих лет прикрывать сам факт проведения спецоперации.

 

Ярким примером является лунная афера США. Ни один американец не только не побывал на Луне, но и вокруг неё не летал. А сколько средств израсходовано на эту аферу? По разным данным 25-27 миллиардов тогдашних долларов. Они истрачены на разработку и тиражирование фальшивых «лунных» ракет. Ведь надо было продемонстрировать около десятка стартов «на Луну». Одних «Аполлонов» было изготовлено несколько десятков штук, включая так называемые «тренировочные» капсулы. И с этими капсулами действительно проводились тренировки. Когда просто в бассейнах, а когда и с привлечением отрядов военных кораблей. Было изготовлено около десятка лунных модулей для посадки на Луну, которые на неё никогда не садились.

Не считая фирм – гигантов аэрокосмической промышленности, к участию в программе «Аполлон» были привлечены десятки и сотни средних и мелких фирм. Недешёво стоила и организация более чем десятка встреч возвращающихся якобы из космоса «Аполлонов», проходившая с привлечением крупнейших кораблей ВМФ США. Не стоит забывать и про финансирование подконтрольных СМИ (газеты, телевидение, киностудии)… И многое, многое другое. Если учесть глобальный пропагандистский успех лунной аферы, то эти денежные затраты себя полностью оправдали.

И что важно – люди, создававшие все эти ракеты, корабли, лунные модули и прочее, были полностью уверены, что они создают реальную технику для покорения Луны. В пике активности, НАСА привлекла к работам по программе «Аполлон» свыше 200 тысяч рабочих и специалистов. Но в курсе того, что осуществляется афера, были единицы из тысяч.

 

В случае с аферой ЭПАС  всё было аналогично. Здесь мы упомянем лишь разработку специальной модификации корабля «Союз» - «Союз-М». Это потребовало переработки базовой конструкции корабля «Союз» на 40-50%. Было изготовлено 6 «Союзов-М» - полноценных космических кораблей. Ну и какова была дальнейшая судьба новой модификации «Союза»? Два автоматических испытания в космосе, одна генеральная пилотируемая экспедиция и, наконец, полёт «Союза-19». Примерно через год после ЭПАСа под номером «Союз-22» в космос слетал ещё один пилотируемый «Союз-М» (хорошая вещь пропадала!).  И на этом лётная история «Союзов-М» закончилась. Получается, что тысячи людей переделали базовый корабль на 40-50% всего ради трех пилотируемых полётов.

А сколько совещаний было проведено! Делегации так и сновали туда-сюда из СССР в США и обратно. Со стороны – кипучая деятельность. При этом подавляющее большинство советских специалистов, создававших конкретную технику, безоговорочно верили в то, что они готовят первый совместный советско-американский полёт. Словом, всё, как и в лунной афере.

 

Удивительная сдержанность в мемуарах А. Леонова и В. Кубасова обо всём, что касается ЭПАСа.

 

Интересно почитать, а что командир и бортинженер написали о «совместном полёте» в своих мемуарах? Оказывается, практически ничего!

Письмо на эту тему автор получил  от коллеги Д. Кропотова:

«На мой взгляд, любопытно молчание А. Леонова о деталях полета ЭПАС. Например, в книге Леонова «Жизнь среди звёзд» [1], написанной после ЭПАСа,  нет сколько-нибудь подробного описания этого полета. А ведь это и вершина, и окончание космической карьеры Леонова!»

 «Есть книга воспоминаний В. Кубасова «Прикосновение космоса» [2]. Просмотрел книгу и, что удивило,  полету ЭПАС посвящено максимум несколько абзацев. В основном, это рассказы о первом и третьем полетах Кубасова. Причем, третий полет («Союз-36») описан чуть ли не поминутно, включая процесс посадки, а про самое большое достижение Кубасова в карьере космонавта  —  полет ЭПАС, написано удивительно мало. Скорее всего, опасается много писать на тему ЭПАС».

 

            По мнению автора, так и должно быть. Ведь известно, что то, «что написано пером, то не вырубишь топором!». Чем больше и чем подробнее напишешь в книге о «совместном» полёте, которого не было, тем больше шансов запутаться. Отсюда и вполне понятная «скромность» в воспоминаниях, когда дело касается печатных книг. Это не короткое интервью, которые А. Леонов раздаёт во множестве. От неосторожного слова, сказанного в интервью, всегда можно откреститься (дескать, «я не то имел в виду» или «корреспондент не так понял» … и т.п.). 

            О чём же умолчали эти два советских космонавта? Очень трудный вопрос! Но кое-что ответить на него нам поможет логическое осмысление тех фактов, которые уже стали нам известны, так и тех, о которых сообщается в следующих главах.

 

Ссылки:

Интернет - ссылки проверены по состоянию на 12.1.2018.

  

1. А. Леонов, А. Соколов. Жизнь среди звёзд — М.: Молодая гвардия, 1981. http://scifiart.narod.ru/Albums/5_001.htm

2. В. Кубасов «Прикосновение космоса» http://militera.lib.ru/explo/kubasov_vn/index.html