8. Кругом одни макеты!

 

 

Итак, космонавты подключили американский видеопроигрыватель к бортовому ТВ «Союза-19», и весь мир приник к экранам телевизоров. Позднее появилось множество фотографий о встрече на «орбите». Тех самых, что были заготовлены ещё в 1974 году на Земле (глава 4). Конечно, вполне земное происхождение этих фотографий видно только тогда, когда фотографы допускали какой-нибудь пусть и мелкий, но всё же отчётливо заметный «ляп» - иначе говоря, ошибку. Мы не будем жёстко разделять кино-теле- и фоторепортажи, поскольку очень часто по фотографии можно найти видеоклип или кинокадр, содержащий тот же вид, и наоборот.

Построим наше знакомство с обширной «эпасовской» фото-кино-телепродукцией в соответствии с официальной хронологией «совместного полёта» – корабли выходят на орбиту, затем стыкуются, затем происходит первая радостная встреча у переходного люка и так далее вплоть до трогательных сцен возвращения кораблей на Землю.

 

«Союз -19» на фоне облаков, якобы снятый из «Аполлона»

 

Прежде, чем состыковаться, корабли должны сблизиться и, так сказать, осмотреть друг друга. Согласно официальной версии ЭПАСа в этот самый момент наши космонавты фотографировали из своих иллюминаторов «Аполлон», а американцы из своих иллюминаторов фотографировали «Союз». С изучения некоторых этих фотографий мы и начнём.

 

Фотография илл.1а взята с сайта НАСА [1].  Оригинальная подпись к ней утверждает, что это «Вид корабля «Союз» из командного модуля «Аполлона»». Якобы перед нашим взором корабль, сфотографированный на фоне облаков, плотно, без единой щёлочки, закрывающих Землю. Но увеличим с помощью графического редактора контраст этой фотографии! И тогда можно увидеть (илл.1б), что на белом фоне якобы облаков слабо проглядывают строки какого-то текста. Поскольку на облаках ещё никому не удалось видеть такое явление, то значит это – не облака!

 

Илл.1. а) «Вид корабля «Союза» из командного модуля «Аполлона» (оригинальная подпись НАСА) [1];

б) Фотографии илл.1а, обработанная с помощью графического редактора

http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/astp/AST-1-056.jpg , скопировано 29 июля 2016

 

 

Перед нами, скорее всего небольшой макет «Союза», сфотографированный на листе бумаги. Бумага белого цвета должна была изображать ровный слой облачности. Фотограф пренебрёг тем, что на обороте листа был напечатан какой-то текст. Не просвечивает, и ладно! Для 1974 года фотограф поступил вполне резонно. Ведь тогда ещё не было компьютерных графических редакторов.

 

Узнав о факте обнаружения текста на облаках, некоторые адвокаты НАСА стали утверждать, что сайт [1] вообще не имеет никакого отношения к НАСА. Он якобы – плод творчества некоего сообщества частных лиц. Поскольку этот обманный приём используется адвокатами НАСА многократно и по отношению к самым разным сайтам и к самым разным «космическим» произведениям НАСА, постольку автор считает полезным сделать остановку и разоблачить этот приём. Разоблачить на конкретном примере сайта [1].

Скриншот с части титульной страницы сайта [1]

 

Прочитаем, что написано на титульном листе сайта (перевод А.П.) [1]«Много фотографий на этом сайте выложены с разрешения НАСА, особенно – отдела истории НАСА, с разрешения Космического Центра им. Кеннеди (то есть космодрома) и Космического Центра им. Джонсона (то есть Центра пилотируемых полётов)». По ходу текста этой заставки перечисляются имена отдельных исполнителей.

Немного перефразируя строки известного русского поэта, зададимся вопросом:

«Откуда дровишки?

- из НАСА, вестимо!

Отец, слышишь, рубит,

А я отвожу».

                Так вот, нам не важно, кто отвозит «дровишки». Нам важно, в каком лесу они выросли. А выросли они в густом лесу под названием «НАСА». Некоторые конкретные делянки этого леса перечислены выше.

Откуда же при таком списке солидных, якобы частное лицо (Тиг) раздобыло снимок – подделку? Да, всё оттуда же – от НАСА. Тем более, когда на самой подделке (илл.1а) стоит адрес http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/astp/AST-1-056.jpg , в котором автором выделены жирным шрифтом сокращения, означающие -  штаб-квартира НАСА, правительство. Так что за некими частными лицами адвокаты НАСА не спрячутся.

Отдав должное внимание приёмам адвокатов НАСА, вернёмся к рассмотрению защищаемых ими подделок.

 

Обратимся к фотографии илл.2а. Она взята с сайта НАСА [2]. Эта фотография, судя по виду модели корабля и по расположению этой модели в кадре, - вторая попытка снять ту же композицию и тот же макет, что снят на илл.1а, только уже на другом фоне. В отличие от илл.1а с её белым листом, использованным в качестве подкладки, на снимке илл.1б задний фон действительно отображает облачность. Может быть, вот этот снимок действительно снят в космосе? Не спешите поддаваться первому впечатлению!

 

 

Илл.2. а) Оригинальная подпись НАСА «18 июля 1975 г: «Союз», сфотографированный из корабля «Аполлон» во время полёта ЭПАС. «Союз» смотрится сверху в контрасте на фоне белых облаков» [2];

б) Фотографии илл.2а, обработанная с помощью графического редактора

http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/ast-01-056.html , скопировано 29 июля 2016

 

Обратите внимание на то, что оба верхних угла фотографии илл.2а немного затемнены. Немного затемнён и левый нижний угол. Обработайте снимок графическим редактором. Он позволит лучше рассмотреть углы снимка (илл.2б). Теперь ясно видно, что уже все четыре угла фотографии заметно темнее, чем середина снимка.

А откуда при съёмке на орбите могли взяться тёмные углы? Ведь Солнце освещает всю Землю ровным светом от края одного горизонта и до края другого.

 

Чтобы удостовериться в отсутствии тёмных углов на настоящих космических фотографиях, автор по запросу «Облака из космоса. Картинки» просмотрел в сети десятки снимков облачности. Он повышал контрастность изображений исходных снимков с помощью графического редактора, но не обнаружил ничего похожего на тёмные углы (илл.3). Иного и не ожидалось, но убедиться было надо.

 

 

Илл.3.  Облака. Вид из МКС. Никаких затемнений по углам!

Слева – оригиналы снимков http://www.crimea.com/~asi/clouds_iss.htm

справа – снимки обработаны графическим редактором на предмет обнаружения затемнения углов, скопировано 29 июля 2016 .

Автор так объясняет тёмные углы на фотографии илл.2. Фотограф подложил под макет корабля не белый лист бумаги, а фотографию облачности. И всю эту композицию осветил сверху ярким направленным искусственным светом. Об этом направленном свете говорят чёткие тени в хвостовой части корабля (см. вставку в текст). Свет был, естественно, направлен на центр всей композиции, так что углам композиции света досталось немного меньше. Вот эти углы и вышли более тёмными.

Нельзя не упомянуть, что в фотографии известен эффект так называемого виньетирования, который в некоторых случаях тоже ведёт к потемнению углов фотоизображения [3]. Но эффект виньетирования возникает при недостатке освещения и, как следствие, при широко открытой диафрагме объектива. Однако чего-чего, а освещения в космосе над дневной половиной Земли, «хоть залейся».

 

Таким образом, выявленные факты указывают на то, что фотографии илл.1а и илл.2а сняты в фотостудии.

 

Ещё один «Союз - 19», якобы снятый из «Аполлона»

 

Илл.4.  Ещё один «Союз - 19», якобы тоже снятый на орбите из «Аполлона»

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/ast-01-053.html . Скопировано 29 июля 2016

 

Вот ещё один «Союз-19», якобы сфотографированный из  «Аполлона» (илл.4). Прежде, чем изучать этот снимок посмотрим, как выглядит полномасштабный макет «Союза-19» в американском музее космонавтики (илл.5а).  Оранжевыми квадратиками автор отметил устройства крепления экспоната,  не имеющие отношения к конструкции корабля. На музейном макете отмечены три детали корабля:  визир (1), УКВ - антенна (2) и деталь стыковочного узла (3).

  

Илл.5. а) «Союз-19» в американском музее

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/s73-27666.html

скопировано 17 января 2018

б) центральная часть илл.4; в) она же после обработки графическим редактором.

 

На илл.5б показан центральный фрагмент илл.4. Из указанных деталей 1-3 на этом, якобы космическом снимке хорошо видна только деталь 3. От детали 1 видно только круглое основание, а «растущий» из него столбик пропал во мраке.  Во мраке утонула и стойка антенны 2. Чуть заметна только чашечка антенны. В то же время графический редактор показывает, что все детали на месте и в полном комплекте (илл.5в).

Очевидно, что и этот «Союз» (илл.4) снят не в космосе, а в студии на фоне чёрного экрана и при искусственном освещении? Осветитель забыл направить свет на верхнюю часть визира 1 и на стойку антенны 2. А в космосе такого быть не может, потому что Солнце в космосе заполняет своими лучами все пространство. Ни одна деталь не лишится своей доли света!

Трёх сомнительных примеров (илл.1а, илл.2а и илл.4, 5), по мнению автора, вполне достаточно для возникновения недоверия к фотографиям «Союза-19», якобы сделанным из иллюминаторов «Аполлона».  

 

«Аполлон», якобы снятый из «Союза-19»

 

            На илл.6 показан снимок «Аполлона», якобы снятый из «Союза – 19»

Илл.6. Подпись НАСА: «17-19 июля 1975 года. Вид «Аполлона» из «Союза – 19». Горизонт Земли – внизу. Фотография предоставлена от АН СССР в порядке обмена»

AST-32-2695 (17-19 July 1975) --- The American Apollo spacecraft as seen in Earth orbit from the Soviet Soyuz spacecraft during the joint U.S.-USSR Apollo-Soyuz Test Project mission.

 https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/ast-32-2695.html

скопировано 29 июля 2016

 

 

Сравним внешний вид «Апполлона» (илл.6) с тем, как  выглядят «Аполлоны-ЭПАС»  в американском и российском музеях (илл.7). Обе музейные экспозиции соответствуют друг другу. Единственное отличие заключается в том, что на американском экспонате на боковой поверхности модуля-шлюза видны некие сферические баки, а на российском экспонате эти баки прикрыты прямоугольным кожухом.

 

Илл.7. а) «Аполлон-ЭПАС» в музее космодрома им. Кеннеди.

http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/s75-24026.html

б) «Аполлон-ЭПАС» в музее РКК «Энергия»

http://www.arms-expo.ru/upload/medialibrary/5bb/5bb37f023a9c23cf4b2aa5880b603061.jpg

скопировано 29 июля 2016

 

А вот тот «Аполлон» (илл.6), который якобы парит в космосе, обоим музейным экспонатам не очень соответствует. На илл.8 сопоставляются два изображения модуля-шлюза (М-Ш) в месте его соединения с «Аполлоном» (А), взятые – одно с илл.7а, другое с илл.6. Масштаб изображений уравнен по диаметру торца конической части корабля. Этот размер показан оранжевой линией. На обоих фрагментах изображений нарисованы тонкие белые рамки, чтобы обратить внимание читателя на ту область, где различия особенно заметны.

 

Илл.8. Резкое несоответствие в устройстве переходника от «Аполлона» к модулю – шлюзу на макете, стоящем в музее, и на макете, якобы парящем в космосе:

а) фрагмент илл.7а, б) фрагмент илл.6

 

На обоих музейных макетах (илл.7) и на увеличенном фрагменте илл.8а видно, что между конусом «А» командного модуля и модулем-шлюзом имеется цилиндрическое кольцо 1. На илл.8б оно отсутствует. Справа от кольца 1 располагается конический переходник 2. На илл.8б переходник отсутствует, а на его месте в центре расположилось что-то непонятное, обозначенное цифрой 3. Похоже на то, что создатели фотографии илл.6 приделали макету своего «Аполлона» модуль – шлюз не той формы, что положено.

 

По ходу работы над текстом этой главы, автор получил интересное письмо от коллеги А. Бурганова, которое приведено ниже с некоторыми сокращениями:

1) Посмотрите на сопло! То, что обведено красным кружком, напоминает каплю расплавленного и застывшего припоя, которым припаяли сопло к модели «Аполлона». Изготовители макета не позаботились  о том, чтобы тщательно зачистить место припайки. Видимо решили, что фотограф перед фотосессией догадается развернуть модель противоположной стороной, где эта капля припоя не видна. Но вышло по - другому. Спасибо небрежному паяльщику и невнимательному фотографу! Ваш некачественный  труд теперь по достоинству оценен много лет спустя!

Также можно добавить и про блестящую на «солнце» внутренность сопла. Очевидно, что «двигатель» не включали. Да и какие в макете могут быть двигатели?

 

2) Поиграв с настройками в графическом редакторе, я заметил изъян в нимбе, изображающем часть атмосферы Земли, стрелкой показан некий прогиб в атмосфере (красная стрелка). Понятно, что такого просто не должно быть.  Кроме того, фон, изображающий «космос» очень неоднороден, исцарапан и заляпан. На этом «космосе» видна какая-то прямая складка (жёлтые стрелки). Явно тут поработали картон ножницы и клей.

 

 

В общем, очень похоже НАТО, что «Аполлон», изображённый на илл.6, представляет собой довольно халтурный макет, сфотографированный на столь же небрежно изготовленном фоне.

 

 

 

Ссылки:

Интернет - ссылки проверены по состоянию на 17.1.2018

1. «Apollo Image Gallery» http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html клик Post-Apollo далее см. раздел  Apollo-Soyuz Test Project (July 1975) фото http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/astp/AST-1-056.jpg , «View of Soviet Soyuz spacecraft from Apollo CM»

2. http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/ast-01-056.html  http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/hires/ast-01-056.jpg «18 July 1975 --- An excellent view of the Soviet Soyuz spacecraft in Earth orbit, photographed from the American Apollo spacecraft during the joint U.S.-USSR Apollo-Soyuz  docking mission in Earth orbit. The Soyuz is contrasted against a white-cloud background in this overhead view».

3. О фотографическом эффекте виньетирования. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

4.   http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/ast-01-053.html  «AST-01-053 (18 July 1975) --- The Soviet Soyuz spacecraft is contrasted against a black-sky background in this photograph taken in Earth orbit. This view is looking toward the aft end of the Soyuz»