10. Рукопожатие «на орбите»

снято на Земле!

 

Как писал Я. Голованов, «бурные аплодисменты раздались, когда распахнулся люк стыковочного модуля и Алексей Леонов крепко пожал руку Томасу Стаффорду» [1].

4 августа 2009 года музеем им. Стаффорда (НАСА) в сети выложен клип [2], в котором, в частности, показан эпизод этой радостной встречи. Этот клип можно посмотреть, как вставку илл.4 в тексте предыдущей главы.

Эпизод рукопожатия показан в клипе тремя отрезками: 22 секунды - с 4:17 по 4:39; 11 секунд – с 4:43 по 4:55 и 6 секунд – с 5:00 по 5:06. Время стоп-кадра, например, 4:17 (мин:сек) указано по таймеру клипа. Между перечисленными тремя отрезками вставлены сцены, снятые внутри хьюстоновского ЦУПа. Сначала мы посмотрим две подборки стоп-кадров из этого клипа и две интересные фотографии – все на тему «крепкого рукопожатия у распахнутого люка».

 

На пороге переходного туннеля

 

На илл.1 показаны четыре стоп-кадра из клипа НАСА [2]

 

Илл.1. Сцена открытия переходного люка и рукопожатий А. Леонова и «астронавтов»;

время указано по таймеру клипа (мин:сек)

Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3 [2]. https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI

(скопировано 22.7.2016)

 

Кадр 4:17 показывает нам дверцу люка переходного отсека, к которой приблизился «астронавт» Т. Стаффорд. То есть, мы смотрим всю сцену, как бы со стороны «Аполлона».

Кадр 4:43. Дверца люка открыта. По туннелю ползком по условному (пока!) полу пробирается «космонавт» Леонов. Слово «космонавт» тоже взято в кавычки, поскольку, как скоро станет ясно, вся сцена снята на Земле. И Леонов в данной ситуации такой же «космонавт», как Стаффорд – «астронавт».

Над Леоновым, по направлению к условному потолку – довольно большой промежуток. То есть, тело Леонова распласталось на полу туннеля. Обратите внимание, что левой рукой Стаффорд, похоже, опирается об пол. Кисть его левой руки, к сожалению, видна недостаточно полно.

Кадр 4:48. Прошло ещё 5 секунд. Леонов подполз, и они вместе со Стаффордом жмут друг другу руки. Стаффорд левой рукой, по-прежнему, вроде бы опирается на пол. Кисть его левой руки опять не видна. Леонов, по-прежнему, лежит на полу туннеля, приподнявшись на правом локте. Локоть Леонова прижат к полу.

Кадр 4:54. Другой «астронавт» жмёт Леонову руку. Леонов лежит на полу в той же позе.

 

На илл.2 показаны две фотографии сцены рукопожатия, по времени примерно соответствующие моменту 4:48 видеоклипа [2]. На них можно лучше рассмотреть некоторые детали.

 

 

 

 

Илл.2. Рукопожатие. Цветная фотография, примерно соответствующая моменту 4:48 видеоклипа [1]

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/s75-29432.html

и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/lores/s75-29432.jpg

(скопировано автором – 22.07. 2016)

 

 

 

 

 

 

 

Крупным форматом на илл.3 показан чёрно-белый снимок той же сцены, что показана и на илл.2.

 

 

 

 

Илл.3. Рукопожатие. Чёрно-белая фотография. Хорошо видна левая кисть «астронавта», опирающаяся на пол.

Белыми стрелками указано направление веса.

http://cache.20minutes.fr/photos/2014/11/12/commander-of-the-soviet-crew-4e8f-diaporama.jpg

(скопировано автором – 22.07. 2016)

 

 На снимке илл.3 уже достаточно ясно видно, что левая ладонь Стаффорда развёрнута относительно всей левой руки под прямым углом. Именно так мы опираемся на Земле рукой на любую нижележащую опору, например, на пол.

И Леонов в туннеле тоже опирается на пол, только локтем. Так оно и должно быть, если туннель находится на Земле. Направление на опору совпадает для обоих «рукопожателей». Не потому ли, что и на Леонова, и на Стаффорда действует их собственный вес? Всё, как на родной Земле! Направление веса автор показал белыми стрелками. Поэтому понятия «пол» и «потолок» далее разумно считать уже не условными, а вполне реальными.

Именно вес тела прижал Леонова к полу туннеля и отделил его от потолка туннеля. Причём, эта поза Леонова наблюдается не только на статичных фотографиях илл.2 и илл.3, но и на всех трёх стоп-кадрах из видеоклипа (4:43, 4:48 и 4:54), где «космонавт» показан проползающим по полу туннеля. А эти кадры охватывают промежуток времени в 10 секунд стабильного прижатия тела «космонавта» к полу. Вывод: и Леонов, и Стаффорд опираются на самый настоящий земной пол.

Тогда становится понятно, почему Леонов, судя по илл.1, илл.2 и илл.3, остановился в своём движении именно на пороге туннеля. Хотя, казалось бы, более естественно выйти из люка навстречу «астронавтам». Но на Леонова действует вес его тела, и если он передвинет своё тело через порог туннеля, то ему придётся опереться руками об пол «Аполлона», который располагается существенно ниже. А такое движение с головой выдаст то, что рукопожатие происходит на Земле.

 

«Астронавт» «ныряет» в туннель

 

На илл.4 показана вторая подборка, состоящая из трёх стоп-кадров того же клипа НАСА [2]. В верхнем ряду на илл.4 показаны оригиналы стоп-кадров с указанием их времени по клипу. Необычная отметка времени 5:05+ означает, что стоп-кадр с этой отметкой сделан в ту же секунду, что и предыдущий, но чуть позднее. В нижнем ряду показаны все те же кадры, но немного осветлённые автором с помощью графического редактора. Кроме того, на осветлённых кадрах автором проставлены цифры около некоторых заинтересовавших его деталей.

Здесь один из «астронавтов» как бы ныряет в люк. При обычном просмотре клипа (что всегда делает обычный зритель) создаётся полное впечатление, что тело «астронавта» парит в невесомости. По ходу клипа разные по типу сюжеты быстро сменяют друг друга, и это не даёт времени внимательно всмотреться в то, что показывается на экране. Автор уверен, что это делается специально, чтобы зритель побольше насыщался эмоциями, а думать не успевал.

Но при покадровом просмотре этого эпизода впечатление наличия невесомости пропадает. Обратим внимание на некоторые детали, которые автор данной статьи отметил цифрами 1-5.

 

Илл.4. Сцена ««астронавт» «ныряет» в туннель».

Верхний ряд: оригиналы кадров с указанием их времени по клипу.

Нижний ряд: те же самые кадры, но осветлённые автором с помощью графического редактора;

кроме того, на осветлённых кадрах автором проставлены цифры около некоторых деталей

Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3 [2]. https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI

(скопировано 22.7.2016)

 

Детали 1 и 2 на илл.4 – это провисшие вниз петли кабелей. В невесомости гибкие кабели могут принимать очень произвольные формы, но когда два кабеля в двух разных местах провисли вниз одинаковым образом и в одном направлении (илл.5), то есть так, как это обычно происходит на Земле, то это заставляет задуматься.

 

 

Илл.5. Укрупнённый фрагмент любого из кадров нижнего ряда илл.4. Провисание проводов 1 и 2.

Стрелками показано направление веса.

 

Деталь 3 на изображениях илл.4 и илл.5 плохо различима. Поэтому автор приводит на илл.6 укрупнённый фрагмент изображения с этой деталью. Становится достаточно различимой некая петля, свешивающаяся вниз почти вертикально. Очевидно, что она делает это под действием своего веса (илл.6б).

 

Илл.6. Висящая петля 3.

а) с небольшим осветлением (как в нижнем ряду илл.4);

б) после более глубокой обработки графическим редактором.

 

Деталь 4 - это отвисшая вниз кромка куртки «астронавта» в области его живота (илл.7).

Илл.7. Укрупнённый фрагмент илл.5 (кадр 5:00). Отвисший вниз край куртки «астронавта».

 

Чтобы пояснить интерес к куртке «астронавта», придётся сделать небольшое отступление. На илл.8а показан обычный снимок рукава обычного пиджака. В своей нижней части рукав провисает и образует свободное пространство. Сверху же рукав пиджака прилегает к руке. Это может быть и другая верхняя одежда, лишь бы она не была эластичной. Эластичная одежда обтягивает руку или другие части тела со всех сторон.

Илл.8. а) на Земле обшлаг рукава под действием своего веса снизу отвисает, а сверху прижат к руке (фото автора);

б) на МКС в невесомости обшлага одежды оттопыриваются от рук и ног в самых разных направлениях.

 http://images.spaceref.com/news/2011/ooiss028e017535.jpg (скопировано – февраль 2012)

 

Посмотрим композицию, снятую на МКС в условиях настоящей невесомости (илл.8б). Мягкий рукав куртки 1 настоящего астронавта провис условно «вниз». Зато обшлага брюк 2 другого настоящего астронавта  условно «провисли» «вверх». А у третьего настоящего астронавта 3 обшлага брюк окружили его пятки со всех сторон, почти не касаясь ног. И уже нельзя сказать, где же условные «верх» и «низ». Так и должно быть в настоящее невесомости, где все направления  равноправны, а вес у предметов отсутствует. 

 

Теперь вернёмся к «астронавту», изображённому на илл.7. Нижний край его куртки отвисает от его живота, тогда как верхний край куртки плотно прижат к его спине. Этот факт указывает на то, что край куртки оттягивает вниз её вес. Направление веса показано на илл.7 белой стрелкой.

Деталь 5 на илл.7. Это - петли некоего крупного и, судя по виду, довольно жёсткого кабеля или шланга. По ходу эпизода этот шланг то опускается, то всплывает. Но, в основном, все свои маневры шланг делает в нижней половине кадра и, если его не дёргают, то он «предпочитает» прилечь на самого «астронавта». Очевидно, что это вес шланга прижимает его к «астронавту».

Деталь 6 на илл.4. Она же есть и на всех других кадрах и фотографиях из сцены рукопожатия. Это – дверца люка. Она открывается вбок. Не забудем, что категории пола и потолка у нас уже установлены вполне определённо (см. илл.3, 5, 6, 7), а не условно. Так что и понятие «дверца открывается вбок» - тоже не условное.

На Земле двери тоже открываются вбок, или вправо, или влево. Никому не придёт в голову крепить петли двери на потолке. И неудобно, и опасно! Такая дверь может прихлопнуть входящего. Если укрепить дверь так, чтобы ложилась  на пол, то она будет мешать ходить. Только вбок! Именно так и открывается дверь на Земле, и почему то точно также она открывается в эпизоде «рукопожатие».

 

А как же тогда объяснить горизонтальное положение тела «астронавта» на илл.4 и илл.7? Действительно, первое, что приходит на ум при обычном просмотре клипа, это то, что перед Вами настоящая невесомость. Тем не менее, уже отмеченные выше детали уже дали повод усомниться в этом. Ещё более детальный покадровый анализ эпизода «вплывания» «астронавта» в туннель углубляет эти сомнения. Нам потребуется всего 4 стоп-кадра (илл.9). Теперь время кадра фиксируется с точностью до сотых долей секунды.

Илл.9. Анализ эпизода ««астронавт» «ныряет» в туннель» с помощью видеоредактора.

 

На илл.9а начальник советского ЦУПа А. Елисеев с глубоким интересом смотрит на экран. Этот момент (5:00,37) непосредственно предваряет эпизод «вплывания» «астронавта» в люк. Между кадром илл.9а и следующим кадром (илл.9б) нет ни одного промежуточного кадра.

На илл.9б «астронавт» уже держится обеими руками за край туннеля, то есть имеет уже одну и весьма прочную и удобную точку опоры для своего тела. Кадра, где бы «астронавт» ещё не коснулся руками отверстия туннеля, во всём клипе нет!

Тогда возникает естественный вопрос: а нет ли в области нижней части тела второй точки опоры? Например, в области ног? Учитывая заведомо отличную физическую подготовку «астронавта», это очень просто решило бы вопрос о горизонтальном положении тела. Не выполняет ли «астронавт» известное упражнение - отжимание от пола? Ничто не противоречит этому предположению. Потому что на илл.9б ступни ног «астронавта» скрыты от зрителя.

Илл.9в – самый последний кадр в эпизоде. Более половины тела «астронавта» уже в туннеле. «Астронавт» в нём возлежит как бы на боковой стенке туннеля, но наличия невесомости это не доказывает. Потому что «астронавт» обеими руками упирается в противоположную стенку туннеля и прочно зафиксировал в нём верхнюю часть своего тела.

Посмотрим на ступни «астронавта». Его правая ступня подозрительно близка к полу и, вполне возможно, что она опирается на плоскость пола. Но, как «назло» самый кончик носка правой ступни как бы «случайно» не показан. 

А что делает левая ступня «астронавта» (та, что расположена повыше)? Опять ничего сказать не можем, так как левая ступня тоже как бы «случайно» скрыта за рамкой кадра. Вопросы есть – ответов нет. Ситуация совершенно неясная.

Что стоит кино (теле) – операторам прояснить ситуацию? Ведь надо показать всего один следующий кадр, и, может быть, мы бы увидели свободно парящие ступни ног! Но на этом кадре (5:07,56) весь 7-секундный эпизод «заныривания» в туннель обрывается. Через 0,03 секунды следующий кадр показывает уже совершенно другую сцену (илл.9г).

Продли кинорежиссёры показ эпизода с «астронавтом» и туннелем всего на несколько кадров, то есть на несколько десятых (а то и сотых!) секунды, и многие только что прозвучавшие вопросы отпали бы! Неужели они не догадались об этом? Вряд ли! И раз не показали ступни «астронавта полностью», значит, нельзя было это показывать. Видимо, «астронавт» действительно исполняет упражнение «отжимание от пола».

 

В целом, автор приходит к выводу, что и сцена рукопожатия (илл.1 - 3), и сцена с нырком «астронавта» в туннель (илл.4), сняты на Земле!

И ещё, как отметил, один уважаемый коллега автора, «не зря в космос отправили именно экипаж Леонова, несмотря на вопиющую нештатную ситуацию с неработающим на старте ТВ. Никакие дублеры не смогли бы заменить настоящих участников аферы, с которыми уже заранее, ещё в июле 1974 года (глава 4) были проведены все необходимые фото и видеосъемки. С имитацией невесомости».

 

 Ссылки:

Интернет – ссылки проверены по состоянию на 17.1.2018

1. Я. Голованов «Правда об «Apollo». http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/golovanov/apollo/obl.html . Текст о стыковке см. Глава X. Послесловие. РУКОПОЖАТИЕ НА ОРБИТЕ. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/golovanov/apollo/11.html

2. Видеоклип НАСА (9:40). Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3.  https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI .  Выложен 4.8.2009 музеем им. Стаффорда.