11. Беседа президента США с пассажирами самолёта «нулевой гравитации»

 

 

Кадры из советского ТВ 1975 года

(Читатель помогает автору!)

 

Мы подробно разобрали в предыдущей главе клип НАСА [1]. А что интересного показывало в 1975 году советское ТВ?

 

Илл.1. Заставки отечественного телефильма об ЭПАС от 23 мая 2014 года, созданного по телевизионным архивам 1975 года.

http://www.youtube.com/watch?v=yhcJaPpK36w

 

После публикации первого варианта данной статьи автор получил интересное письмо из г. Кемерово от читателя Дмитрия Горюнова (http://www.manonmoon.ru/articles/l1.htm , выделение жёлтым цветом сделано в письме автором статьи):

 

«Уважаемый Александр Иванович! После прочтения статьи «Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?», я хочу обратить Ваше внимание на несколько странных фактов связанных с видеоклипом «Союз – Аполлон». Рукопожатие в космосе (эфир от 23 мая 2014 года) /1975/, размещённым по адресу  http://www.youtube.com/watch?v=yhcJaPpK36w. В клипе есть момент групповой съемки продолжительностью 9 мин 03 сек - с 15:26 по 24:29.

 

Первый момент: в 17:17 по таймеру клипа всех троих участников синхронно качнуло вправо, как на кочке автомобиль.

Второй момент: в 22:54 рядом с Кубасовым самопроизвольно начинает летать кругами некий блестящий предмет,

 

а в 23:00 статичная до этого момента картина «взрывается»  чередой суетливых действий. Кубасов «подвешивает» камеру, отпуская при этом «фолиант», который держит в руках. И «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой». Чего мы совершенно не наблюдаем, например, в 18:03,  когда он же удерживает рукой только половину «фолианта», вторая же спокойно свисает вниз.

 Стаффорд снимает с головы и "подвешивает" шлемофон, похожее действие делает Леонов, но выглядит не столь убедительно, а в 23:45 (через 45 секунд) вся суета заканчивается, ничего уже не летает, всё убрано из кадра или удерживается в руках, картинка снова становится статичной.

Похожий эпизод есть с 25:46 по 26:11 (через 25 секунд – А.П.), все так же усиленно суетятся и всё время снимают/надевают шлемофоны, предметы парят в кадре.

Такое впечатление, что суета возникает именно в те моменты, когда «появляется» невесомость.

И ещё самый забавный эпизод: с 10:39 по 12:44 показана вроде бы прямая трансляция на монитор в ЦУПе. Вот только в 11:58 прямо на мониторе картинка меняется, сначала показывают американца сзади, наполовину вплывшего в отсек с двумя космонавтами и одним астронавтом, и следом камера в отсеке демонстрирует тех троих, но совершенно не показывает вплывшего в отсек астронавта.

Такое впечатление, что специалисты в американском ЦУПе вместо прямой трансляции смотрят ранее смонтированный материал с нарушенной последовательностью событий. Тем более что когда 4-х человек снимают с двух ракурсов, подразумевается наличие 6-ти человек?

Хотелось бы услышать Ваше мнение!».                         Дмитрий Горюнов.

 

Что такое - самолёт «нулевой гравитации»?

 

Автор благодарен Д. Горюнову за его наблюдательность. Читателей же автор просит посмотреть указанный выше клип. Причём промежутки времени, указанные Д. Горюновым, желательно просмотреть не менее трёх раз, потому что явлений много, они быстротечны, и сознание не успевает сразу разглядеть все сомнительные нюансы (на что, собственно, и рассчитывали авторы фальсификации!). Ниже представлены несколько стоп-кадров из обсуждаемого фильма, но автор подчёркивает, что стоп-кадры не могут заменить просмотра самого фильма. Они лишь обращают внимание на самые интересные моменты. Фильм нужно смотреть!

Примечание: В ютубе есть возможность просмотра в замедленном режиме - нажмите справа внизу шестеренку и выберите скорость воспроизведения 0,25… 0,5. Либо сохраните ролик и воспроизведите его в проигрывателе с замедлением.

 

Кинематограф тех лет обладал богатым арсеналом специальных приёмов, позволяющих имитировать невесомость. Но эти приёмы, как правило, сосредотачивались на одном предмете. Чаще всего это был «парящий в невесомости» человек. А если нужно продемонстрировать невесомость сразу для нескольких предметов? Те же камера Кубасова и его «фолиант», шлемофоны Леонова и Стаффорда? Не привяжешь же к каждому предмету систему тросиков!

И вот здесь кинематографистам, готовившими в 1974 году (глава 4) телерепортажи с «орбиты» для 1975 года, вполне могли помочь так называемые  самолёты «нулевой гравитации». В таких самолётах можно создать на короткое время состояние, близкое к невесомости (или, как мы её называем – «квазиневесомость») [1].

Такие самолёты понадобились в связи с необходимостью тренировок будущих космонавтов. Применяются они и сегодня, причём в наше время за умеренную плату в них может прокатиться любой желающий (илл.2а).

Илл.2. В самолёте «нулевой гравитации»

http://www.starcity-tours.ru/category/zvezdny/zerogravity/

 

На самом деле «нулевая гравитация» - это условное название. Не «обнуляется» гравитация (то есть притяжение Земли) ни в каких самолётах. «Нулевая гравитация»  - это красивый синоним «квазиневесомости».

«Квазиневесость» создаётся в самолётах, летящих на большой высоте по специальной траектории (илл.2в). Поскольку состояние полной невесомости возникает во время свободного падения, то для достижения «квазиневесомости» специально подготовленные пилоты самолётов «нулевой гравитации» на определённых участках трассы полёта переводят (илл.2в) самолёт в почти свободное падение. Естественно -  со своевременным переходом в горизонтальный полёт. Под самолёты «нулевой гравитации» переоборудуются большие и вместительные транспортные самолёты (илл.2б). В салонах таких самолётов можно разместить целый космический корабль, а то и два

Переоборудование самолёта, в основном, касается его салона. Иллюминаторов в салоне, как правило, нет. Стены салона обивают мягким материалом, чтобы предохранить «летающих» людей от нечаянных ушибов.    Во время падения на короткое время («22-28 секунд в зависимости от условий выполнения полета» [2]) в самолёте возникает «квазиневесомость».

В этот короткий период времени пилоту надо очень тонко управлять тягой двигателей, потому что сопротивление воздуха притормаживает самолёт. И это сопротивление нужно возможно точнее компенсировать. Так что, пилот должен быть мастером своего дела. Пилот может и превысить предел 28 секунд, отклонившись вверх от оптимальной трассы, но тогда у всех предметов в салоне появится хоть и небольшой, но всё-таки заметный вес (ниже это поможет нам разоблачить «квазикосмонавтов» и «квазиастронавтов»).

            Перед началом периода «квазиневесомости» над пилотской кабиной самолёта зажигается предупредительный световой сигнал.

 

«Космонавты» и «астронавты» разыгрывают спектакль в  самолёте «нулевой гравитации». «Непослушная» кинокамера В. Кубасова.

 

То, что мы сейчас узнали, поможет нам понять все те странности, на которые обратил внимание Д. Горюнов:

 

1) «всех троих участников синхронно качнуло вправо, как на кочке автомобиль».

На орбите кочек нет, а вот на пути самолёта – бывают. Их называют «воздушные ямы». Может качнуть в сторону и без воздушных ям – если пилот, немного, но резко подправит курс самолёта;

2) «в 22:54 рядом с Кубасовым самопроизвольно начинает летать кругами некий блестящий предмет».

Действительно, на фоне лица Кубасова на экране движется какое-то светлое пятнышко, то кругами, то по более сложной траектории (см. надпись на илл.3, момент 23:00).

Кубасов никак не реагирует на это пятнышко. На самом деле он его не видит, потому что никакой реальный «блестящий предмет» не кружится вокруг Кубасова. А мы (зрители) видим световой блик, кружащийся на фоне лица Кубасова.

Можно полагать, что в 22:54 в салоне самолёта зажёгся световой сигнал, предупреждающий о том, что через несколько секунд пилот переведёт самолёт в режим полёта, дающий «квазиневесомость». Иногда для предупреждения дополнительно используют освещённый блестящий шарик, висящий на ниточке. Каким-то путём отражение от шарика попадает в объектив камеры кинооператора, снимающего сцену. Вполне возможно, что интерьер с «космонавтами/астронавтами» отделён от кинооператора стеклянной перегородкой. И отражение светового блика от этой перегородки проецируется на изображение лица Кубасова.

Если шарик слегка раскачивается, то он вполне может давать блики, вращающиеся по кругу. Раскачивание шарика резко уменьшается именно в период «квазиневесомости». И тогда световой блик от шарика замирает или исчезает вовсе. Что мы и наблюдаем в момент 23:00.

 

В период наступления «квазиневесомости» «космонавты» и «астронавты» пытаются показать нам её и тем самым убедить зрителей, что они находятся на орбите. В частности, В. Кубасов пытается сделать это с помощью кинокамеры, которую он до этого держал в руках. Но он не учёл того, что «квазиневесомость» резко уменьшает вес предметов, но не убирает его полностью.

 

Илл.3 (верхний ряд). Тщетные попытки В. Кубасова продемонстрировать невесомость с помощью довольно тяжёлой камеры (стоп-кадры из обсуждаемого фильма).

На кадре 23:00 надпись указывает на светлый блик, который в течение нескольких секунд кружился на фоне изображения лица В. Кубасова и исчез сразу после момента 23:00.

 

3) «в 23:00 статичная до этого момента картина «взрывается»  чередой суетливых действий».

Да, через 6 секунд после зажигания светового табло наступает «квазиневесомость». К моменту 23:00 Кубасов держит в руках камеру, которую он предполагает подвесить в воздухе. Стаффорд предполагает то же самое продемонстрировать с помощью своего шлемофона: он тоже должен плавать в воздухе. Поэтому Стаффорд поднёс руку к голове, чтобы быть готовым снять шлемофон, как только наступит «квазиневесомость». Уже одна только эта синхронная готовность Кубасова и Стаффорда показывает, что «квазиневесомость», которую они ожидают, будет кратковременной (Леонов – на заднем плане, и его манипуляции плохо различимы).

 

4) «Кубасов «подвешивает» камеру». Вот тут Д. Горюнов немного неточен. Кубасов не подвешивает, а только пытается подвесить камеру. Как только он её отпускает, она тут же уплывает вниз. Проследим поведение камеры по нескольким стоп-кадрам из рассматриваемого фильма.

            Момент 23:02 – Кубасов лёгким движением пальца снизу подталкивает камеру вверх. Она не противится, но, едва приподнявшись, начинает медленно опускаться (момент 23:05).

 

Илл.3 (нижний ряд). Тщетные попытки В. Кубасова продемонстрировать невесомость с помощью довольно тяжёлой камеры (стоп-кадры из обсуждаемого фильма).

 

Тогда Кубасов берёт камеру рукой и подвешивает её достаточно высоко (23:07). Но, как только рука разжимается, камера опять уплывает вниз. Это – момент 23:12. Стаффорд в этот же момент снимает шапочку, но проследить за её эволюциями автору не удалось. А вот неутомимый Кубасов в момент 23:17 вновь подталкивает камеру вверх. Она немного поднимается, после чего решительно спускается вниз на колени космонавту (23:31). С этого момента В. Кубасов уже не пытается повторить свой трюк.

            Всё это говорит о том, все три актёра находятся не на орбите, где царит настоящая невесомость, а в самолёте «нулевой гравитации» с его «квазиневесомостью». Небольшая часть от веса у всех предметов  сохранилась. И у камеры Кубасова – тоже! Она и тянет камеру стабильно вниз.

            Если читатель захочет сравнить квазиневесомость с настоящей невесомостью на орбите, то можно посмотреть, например, клипы из цикла «Жизнь на МКС» [3];

 

            5) «через 45 секунд вся суета заканчивается». Здесь есть одновременно и хитрость, и слабое место фальсификаторов. Эпизод длится 45 секунд, тогда, как написано выше, в самолётах «нулевой гравитации» наилучшая «квазиневесомость» длится «22-28 секунд в зависимости от условий выполнения полета» [2]. Продлить состояние «квазиневесомости» в 1,5 раза можно только в том случае, если пилот отклонится от оптимальной трассы падения самолёта. Об этом его и попросили фальсификаторы.

Но с этой хитростью в соответствии с законами физики  качество «квазиневесомости» ухудшается. И это сразу становится видно. Например, камера Кубасова отказывается повиснуть в воздухе.

Причину «уплывания» именно вниз легко понять.            Что означают 45 секунд вместо положенных 28-ми? То, что самолёт проходит отрезок пути с «квазиневесомостью» более медленно, чем положено. То есть пилот, сбавив тягу двигателя, позволяет воздуху притормаживать самолёт. Это притормаживание и ведёт к тому, что свободные предметы начинают обгонять самолёт и падать вниз, к его полу. Что нам и продемонстрировала трижды камера космонавта Кубасова.

6) «Такое впечатление, что суета возникает именно в те моменты, когда «появляется» невесомость?»

            Совершенно правильное впечатление!

            7) «Такое впечатление, что «специалисты» в американском ЦУПе вместо прямой трансляции смотрят ранее смонтированный материал».

Что есть, то есть!

 

***

            Автор прокомментировал не все наблюдения Д. Горюнова, но и этого достаточно. Остаётся добавить, что в прокомментированной части эпизода А. Леонов, В. Кубасов и Т. Стаффорд, демонстрируя «невесомость», участвовали в важной беседе. С ними говорил сам тогдашний президент США Д. Форд.

            Так вот, из наблюдений Д. Горюнова следует, что президент США беседовал не с космонавтами и астронавтами, летящими по околоземной орбите, а с пассажирами самолёта «нулевой гравитации».

 

 Ссылки:

Интернет – ссылки проверены по состоянию на 18.1.2018

1. Видеоклип НАСА (9:40). Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3.  https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI .  Выложен 4.8.2009 музеем им. Стаффорда

2. http://www.starcity-tours.ru/category/zvezdny/zerogravity/

3. Клипы с настоящей невесомостью:

       МКС: орбитальный дом http://www.youtube.com/watch?v=HPlRiYmdBA4 Time 3:10 Time 4:48 Time 5:58 Time 8:20
       Союз TMA-20. История полета. http://www.youtube.com/watch?v=zJtC53KsniM Time 7:10
       Космос, время московское (Салют 6) http://gtrf.info/35_1288.html  Со второй минуты

       Эта долгая дорога в космосе http://www.youtube.com/watch?v=Ka4KqKziW9s Time 4:56