Часть 1. Подготовка к ЭПАС

 

2. Почему Леонов стал командиром «Союза-19»?

 

 

«Я прочел Вашу книгу «Американцы на Луне: великий прорыв или космическая афера?». Изложенного материала достаточно, чтобы считать ракету Сатурн-5 летающей декорацией. Отсюда следует и отсутствие за ненадобностью  всей необходимой технологии для осуществления пилотируемого полета.

Но тогда возникает вопрос о совместном полете «Союз-Аполлон». Если принять теорию о советско-американском сговоре, то этот полет мог быть также сфальсифицирован, но теперь с нашим прямым участием. А ведь членом нашего «экипажа» был космонавт Леонов. Возможно, этим и объясняется его позиция ярого защитника американских «достижений на Луне». Ярослав Михайлов, Москва». (Из письма читателя).

 

 

Согласно официальной программе ЭПАС «Союзу-19» предстояло сблизиться с «Аполлоном» и провести две стыковки с ним. В этих стыковках активная роль по плану отводилась «Аполлону». Но, очевидно, что и умелые действия экипажа «Союза-19» должны были способствовать успеху стыковок. Ответственность за выполнение стыковок возлагается на командира экипажа. Отсюда и наш интерес к личности командира «Союза-19».

 

Командир «Союза-19», космонавт Леонов не имел практического опыта, необходимого для выполнения официальной программы ЭПАС

 

В каждом своём полёте космонавты что-то делают впервые. Но когда речь идёт о первом международном полёте огромного политического значения, то количество этих «впервые» должно быть сведено к минимуму. Для этого командир «Союза-19», по мнению автора, должен был вынести  из своих предыдущих полётов следующий практический опыт:

а) опыт командования космическим кораблём;

б) опыт маневрирования в космосе с изменением параметров орбиты корабля;

в) опыт сближения с другим кораблём;

г) опыт непосредственной стыковки с другим кораблём;

д) последний его космический полёт должен быть достаточно недавним, чтобы командир «Союза-19» имел свежие практические навыки работы непосредственно в космосе и на современной космической технике;

е) опыт многодневных полётов, поскольку полёт «Союза-19» планировался на 6 суток.

ж) опыт полёта на «Союзах», а лучше – на «Союзе-М»;

з) участие в генеральной репетиции советской части ЭПАС;

 

Ничего этого не имел космонавт Леонов к июлю 1975 года. Командиром корабля не был, параметрами орбиты корабля не управлял, с другими кораблями не сближался и не стыковался, летал только на одни сутки 10 лет назад на устаревшем «Восходе», не только на «Союзе-М», но и на обычных «Союзах» не летал, в генеральной репетиции советской части ЭПАС не участвовал.

Напрашивается такой пример. На генеральной репетиции нового спектакля главную роль играет Иванов и играет на «отлично». Однако на премьере спектакля Иванова в добром здравии отправляют за кулисы, а главную роль поручают Сидорову, который и в генеральной репетиции не участвовал, и вообще выступал на сцене 10 лет назад и в совершенно другом спектакле. Абсурд! Да, но только в том случае, если в июле 1975 года реальные события в космосе проходили в соответствии с официальной версией ЭПАС.

 

Какой практический опыт имели другие космонавты накануне ЭПАС?

 

В таблице приведена выборка части полётов советских космонавтов, осуществлённых до полёта ЭПАС, сделанная из «Хроники пилотируемых полетов» [1].

 

Порядковый номер полёта по советской программе.

Даты полета

Длит. полета в корабле (сут.)

 Экипаж

(выделен командир)

Корабль

Примечания

8

18-19.03.1965

1

П. Беляев, А. Леонов

«Восход-2»

Выход А. Леонова в открытый космос

10

26-30.10.1968

4

Г. Береговой

«Союз-3»

Сближение с беспилотным кораблем «Союз – 2»

11

14-17.01.1969

3

В. Шаталов

«Союз-4»

Стыковка  с пилотируемым кораблём «Союз - 5»

12

15-18.01.1969

3

Б. Волынов,

А. Елисеев, Е. Хрунов

«Союз-5»

Стыковка  с пилотируемым кораблем «Союз - 4».

13

11-16.10.1969

5

Г. Шонин, В. Кубасов

«Союз-6»

Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8»

14

12-17.10.1969

5

А. Филипченко
В. Волков, В. Горбатко

«Союз-7»

Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8»

15

13-18.10.1969

5

В. Шаталов, А. Елисеев

«Союз-8»

 Сближение с кораблём. Групповой полёт «Союзов №№6, 7 и 8»

17

23-25.04.1971

2

В. Шаталов, А. Елисеев
Н. Рукавишников

«Союз-10»

Отработка системы стыковки пилотируемого корабля и станции "Салют"

21

3-19.07.1974

посещение

станции

П. Попович,

Ю. Артюхин

«Союз-14» -

«Салют-3»

Стыковка пилотируемого корабля и станции «Салют-3»

23

2-8.12.1974

6

А Филипченко
Н. Рукавишников

«Союз-16»

(«Союз-М»)

Генеральная репетиция советской части ЭПАС – пилотируемое испытание корабля «Союз-М»

24

11.01-9.02.1975

посещение

станции

А. Губарев, Г. Гречко

«Союз-17» -

«Салют-4»

Стыковка пилотируемого корабля и станции «Салют-4»

27

15-21.07.1975

6

А. Леонов, В. Кубасов

«Союз-19»

(«Союз-М»)

Официальная цель полёта – две стыковки кораблей «Союз-19» и «Аполлон»

 

К июлю 1975 года наши космонавты осуществили 26 полётов в космос. Из этих 26 полётов в выборку не включены полёты №№1-7, совершённые на кораблях первого поколения «Восток» и «Восход», поскольку советская часть ЭПАС базировалась на использовании корабля «Союз-М», созданного на базе корабля «Союз». Исключение сделано для полёта «Восхода-2», прошедшего с участием А. Леонова. Не включены трагически закончившиеся полёты на «Союзе-1» и «Союзе-11».

Из успешных полётов на «Союзах» в выборку включены лишь те, в которых отрабатывались элементы сближения космических кораблей и их стыковки. Потому что именно сближение и стыковка «Союза – 19» и «Аполлона» были «гвоздём» официального проекта ЭПАС.

 

Как следует из таблицы, в отряде было достаточно космонавтов, которые и на «Союзах» летали, и в космосе маневрировали, и с другими кораблями и станциями стыковались, и пробыли в космосе не одни сутки и не один полёт.

Особо следует остановиться на А. Филипченко. Он –  командир двух полётов на «Союзах». Пробыл в сумме 11 суток в космосе. Имел опыт близкого маневрирования в космосе. Программа совместного полёта трёх кораблей – «Союзов-5,6,7» предусматривала стыковку двух кораблей при третьем наблюдающем. Стыковка не получилась. Но на неудачах тоже учатся. Наконец, именно Филипченко был командиром генеральной репетиции советской части ЭПАС, проведённой на «Союзе-16/Союзе-М». Он - единственный из всего отряда космонавтов, кто получил ещё до полёта ЭПАС навыки управления кораблём «Союз - М».

 

 О чём говорит назначение Леонова командиром «Союза-19»?

 

Если человек направляется в лес без ружья, то, значит, он идёт не на охоту! Если командир «Союза-19» не имеет опыта встречи и стыковки с другим кораблём на орбите, то, значит, полёт ЭПАС на самом деле не предусматривал ни встречи с «Аполлоном», ни соответственно, стыковки с ним. И тогда сформулированные выше требования к командиру «Союза-19» становятся совершенно излишними.

Даже участие в генеральной репетиции советской части официального ЭПАС для командира «Союза-19» становится нежелательным. Пусть рискуют жизнью другие космонавты. А товарища Леонова (вместе с товарищем В. Кубасовым), по-видимому, берегли для выполнения какого-то совершенно иного задания. Такого, о котором знали лишь высшие руководители «высоких договаривающихся сторон», их особо приближённые научные советники, да товарищ Леонов с его бортинженером, товарищем В. Кубасовым.

 

Сам факт выбора А. Леонова в качестве командира «Союза-19» говорит о том, что:

а) Действительная программа ЭПАС с самого начала не предусматривала ни встреч с американским кораблём, ни стыковок с ним. Отсюда и назначение командира с отсутствием практических навыков в плане маневрирования и стыковки. И всё это по очень простой причине – «Аполлон» никогда не совершал пилотируемых полётов (см. введение).

б) В космос летал только «Союз – 19». Соответственно программа полёта «Союза-19» была предельно проста – выход на орбиту, пребывание на ней в течение шести дней и возвращение на Землю.

Требования к практическому космическому опыту командира такого полёта предельно просты. А космонавт Леонов мог вообще не уметь управлять «Союзом». Автоматика «Союза» позволяла осуществить весь полёт от старта до приземления без всякого участия экипажа.

в) Во время полёта командир и бортинженер должны обеспечить трансляцию с борта корабля заранее заготовленных на Земле телерепортажей о встрече и стыковке с «Аполлоном» и о контактах с его экипажем. Это была главная и самая трудная часть задания, данного космонавтам.

 

 Чтобы выполнить особое задание Политбюро и тем самым обмануть всё человечество, включая товарищей по работе, нужны были особая «гибкость души» и умение держать язык за зубами. И, конечно, нужны отличные и глубоко доверительные отношения с американцами. А с ними у  Леонова отношения были и остаются отличными.

Судьба свела автора данной статьи с человеком, который в 1976 году, вскоре после ЭПАСа сопровождал А. Леонова, В. Кубасова и других лиц, выезжавших в составе группы на тематическую конференцию в Лос-Анджелес. Он рассказал, что именно А. Леонов при каждом удобном случае демонстрировал свои особо тёплые отношения с Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брандтом и другими американскими партнёрами. Так что выбор кандидатуры А. Леонова был, по мнению автора, советско-американским выбором. Это и понятно: афера-то совместная!

 

Илл.3. На пороге ЭПАСа. А. Леонов и В. Кубасов перед полетом в Америку.

http://12apr.su/books/item/f00/s00/z0000022/st012.shtml

 

И сегодня Алексей Архипович не жалеет сил для защиты американских интересов в рамках своих возможностей. Так, он находится в первых рядах адвокатов американских полётов «на Луну». Конкретными аргументами он себя почти не утруждает, зато кладёт на чашу весов весь свой авторитет.

А как рассердился космонавт Леонов, когда он пытался провести на военный аэродром в Вологде группу американских астронавтов, а их не пустили [2]:

«Мы не можем взять астронавтов на борт самолета, который садится на военный аэродром возле Вологды! Что они там увидят в Вологде? Это же люди, которые с нашего военного аэродрома (подмосковный «Чкаловский» – А.П.) улетали на космодром! Все эти вещи – безобразные и глупые, они характеризуют нашу страну и наш народ как край пуганых идиотов».

Получается так, что если дорогих американских коллег Алексея Архиповича пустили на один наш военный аэродром, то и на все другие их пускать надо?  Нет, не ошиблись американцы, остановив свой выбор на Алексее Архиповиче! Свой он для них человек!

 

А как сам Леонов объясняет своё назначение?

 

 

Видимо, не только у автора данной статьи вызывает вопросы назначение А. Леонова командиром «Союза-19». 15 июля 2005 года по случаю 30-летия ЭПАСа  А. Леонов дал интервью газете «Известия» [3]. Корреспондент попросил А. Леонова объяснить, почему столь почётный выбор пал именно на него. Несмотря на краткость вопроса корреспондента, по - существу, мотивация его вопроса была такая же, как и у автора данной статьи.

 

Известия: «Решение о полете приняли в 1972 году. В отряде космонавтов было много сильных специалистов. Почему задание, где на карту было поставлено слишком многое, поручили именно Вам?»

Леонов:

«Мне Брежнев так и сказал: «Алексей, мы тебя выбрали. Ты представляешь весь Советский Союз, за все отвечаешь» (1). Думаю, искали космонавта, который чаще других оказывался в критических ситуациях (2). Тогда я был единственным, кто побывал в открытом космосе (3) и сумел выбраться из нештатной ситуации (4). Несколько раз проходил подготовку командира на станциях, которые не выходили на орбиту, но об этом, естественно, не сообщали».

 

            В общем, герой, да и только! Но при внимательном прочтении уже из этого ответа вытекают серьёзные сомнения. Автор проставил в ответе А. Леонова цифры (номера), чтобы по ним было удобно комментировать содержание ответа.

 

Раздутый герой

 

            1. «Алексей, мы тебя выбрали. Ты представляешь весь Советский Союз, за все отвечаешь». Из этой фразы генсека, которую, надеемся, А. Леонов передал правильно хотя бы в целом, следует, что на этапе принятия решения о составе экипажа генсек Л.И. Брежнев удостоил своей беседой именно будущего командира корабля. Трудно представить, что генсек беседовал и с командиром, и с бортинженером по отдельности. Подготовительные беседы - это дело спецорганов. А царь «утверждает»!

            И тот факт, что генсек беседует именно с командиром, лишний раз доказывает, что именно выбор командира был определяющим при комплектовании экипажа, которому предстояло выполнить секретное задание особой важности. Тем самым подтверждается правильность принципиальной линии изложения данной главы – основное внимание уделить разбору кандидатуры А. Леонова.

Кандидатура бортинженера тоже была важной, но уже вторичной по значению.

 

2. «искали космонавта, который чаще других оказывался в критических ситуациях».  Но, ведь А. Леонов до ЭПАСа совершил всего один единственный полёт! КАК МОЖЕТ ОДИН СЛУЧАЙ БЫТЬ ЧАЩЕ ДРУГИХ?

 

3.  «Тогда я был единственным, кто побывал в открытом космосе…». Совершенно верно, но только забыл Алексей Архипович сказать о том, что программа ЭПАС не предусматривала выход в открытый космос. В такой ситуации хвастаться выходом в открытый космос это всё равно, как придти на баскетбол и заявить: «А я в футбол играть умею!». Неужели других аргументов у А. Леонова нет?

 

4. «И сумел выбраться из критической ситуации». Да, сумел! Но кто создал эту критическую ситуацию (точнее, две особо опасные ситуации)? Разработчики скафандра или сам Алексей Архипович? Леонов в интервью [3] об этом деликатно умалчивает. Поэтому привлечем на помощь другие его откровения [4]. Как говорится, с этого места подробнее. Где ни - будь, фантазёр, да проговорится.

 

Читателю на заметку: космонавт А. Леонов тем увереннее говорит о предмете, чем меньше его знает.

 

Итак, Леонов рассказывает [4]:

«На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км. В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре – около 600 мм (имеются в виду привычные всем нам мм. рт. ст. – А.П.), а снаружи – 10-9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места».

 

 Автор данной статьи не считает, что космонавт должен знать всё. Но элементарное строение земной атмосферы, по её главному параметру – изменению давления с высотой, он знать должен. Ведь по этому параметру выбирается высота орбиты корабля. Он же определяет время существования космического объекта на орбите. Он же имеет огромное (определяющее) значение при планировании спуска корабля с использованием торможения атмосферы. И многое другое. А.Леонов вышел в космос на высоте 475 км (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4-2 ).

И надо же «сморозить» такую чушь, что на этой высоте наружное давление воздуха равнялось 9-10 мм. рт. ст?! Тут космонавт допустил сразу четыре «ляпа». Иначе эти грубейшие технические ошибки не назовёшь. «Ляпы», вовсе не украшающие человека, который «16 марта 1981 г. в ВВИА защитил диссертацию кандидата технических наук» (http://tass.ru/info/1225266).

Во - первых, давление 9-10 мм. рт. ст в земной атмосфере реализуется уже на высоте 30 км (см. таблицу). А выход в космос Леонов совершил на высоте в 16 раз большей. Так что его утверждение, что во время выхода его окружала космическая среда с давлением в 9-10 мм. рт. ст. отличается от истины так же разительно, как известный дядька в Киеве от бузины в огороде.

Во – вторых, утверждение космонавта - кандидата технаук, что давление 9-10 мм. рт. ст «на Земле смоделировать невозможно» будет, конечно, спокойно воспринято на собрании домохозяек, но среди студентов физических и технических вузов может вызвать шум в зале или даже смех (в зависимости от темперамента аудитории). А преподаватели этих студентов будут некоторое время сидеть слегка растерянные (ведь скажешь правду – разоблачишь неграмотность патриарха советской космонавтики).

В сотнях лабораторий обычные советские дипломники десятилетиями применяли простейшие по устройству, серийно выпускаемые, отечественные и широко используемые так называемые форвакуумные насосы. Они обеспечивают разрежение в 0,01-0,001 мм. рт. ст., то есть в 1000 – 10000 раз лучшее, чем, то, которое согласно А. Леонову на  «на Земле смоделировать невозможно».

В-третьих, согласно А. Леонову недостатком наземных испытаний скафандра было то, что «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км».

И правильно делали! Конечно слово «правильно» относится не к космонавту, абсолютно дремучему в этих вопросах, а к тем специалистам, которые сконструировали, изготовили и испытали скафандр. Потому что на высоте 60 км давление окружающего воздуха чуть менее 0,2мм. рт. ст., то есть практически нулевое, с одной стороны, а с другой стороны совершенно подвластное обычным форвакуумным насосам.

В-четвёртых, давление тех остатков воздуха, которые ещё присутствуют на высоте 475км, уже и в таблицах не отображают. Их рассчитывают, например, с помощью «он-лайн калькулятора» http://planetcalc.ru/938/. И даже такой калькулятор бессилен в пределах интересующей нас точности показать что-либо, кроме нуля. Какие там 9-10 мм. рт. ст. окружали А. Леонова на высоте в 475 км? Какими фибрами тела и души он их почувствовал? Но как уверенно он о них рассказывает!!! Самое мягкое слово, которое применимо по отношению к такому рассказчику – «фантазёр»! Но фантазёр совсем не безобидный! Ведь своими фантазиями он, по сути дела обвиняет в некомпетентности тех специалистов, которые создавали скафандр для его подвига.

Автор просто обязан сказать несколько слов в защиту этих людей, на которых космонавт, по сути дела клевещет, перекладывая свою некомпетентность на их плечи.

 

Представим себе процесс испытаний скафандра на раздувание. Нам для этого потребуется, в первую очередь, опыт детских лет. Всякий проходил в своей жизни стадию, когда ему очень нравилось надувать резиновые шарики. Чуть повзрослев, уже в школе он узнает, что степень раздувания одного и того же шарика, помимо упругости его оболочки, определяется РАЗНОСТЬЮ внутреннего и наружного давления. Нормальное рабочее давление в скафандре определено разработчиками в 600 мм.рт. ст.

Наши специалисты проводили испытание в барокамере при давлении 0,2мм.рт.ст. То есть разностное давление составляло (600-0.2) = 599,8 мм.рт.ст. А космонавт летал в открытом космосе практически в пустоте, то есть при разностном давлении (600-0)=600мм.рт. ст. И он хочет нас убедить, что из-за того, что разностное давление у него было на три тысячных доли выше, чем при испытаниях в барокамере, его скафандр катастрофически раздулся? Да, не только скафандр, но и резиновый шарик не почувствует этих тысячных долей.  Давление в самом скафандре, наверняка, устанавливается с меньшей точностью. Не зря А. Леонов применил словосочетание «около 600мм». Так что со стороны разработчиков скафандра и специалистов ЦПК ошибка типа «неожиданное раздувание скафандра» совершенно исключена.

 

А вот со стороны космонавта, особенно не считающегося с инструкциями, она вполне вероятна. Обратите внимание на фразу Леонова «И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер». Она означает, что космонавт мог регулировать давление внутри скафандра. Если он допустит внутри скафандра давление, более высокое, чем положено, то скафандр, конечно, раздуется в космосе больше, чем положено. Что он, по – видимому, изначально и допустил. Конечно, волнение человека, совершающего первый выход в открытый космос, может привести к опасным ошибкам. Но не надо собственные ошибки достаточно откровенно перекладывать на других, а преодоление последствий своих же «ляпов» представлять, как подвиг.

 

Продолжим чтение цитируемых интервью А. Леонова:

 

 «…Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, – начало расти парциальное давление кислорода в кабине, которое дошло до 460 мм и продолжало расти... Малейшая искра - и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува. Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах». Если первое ЧП угрожало самому А. Леонову, то вторым ЧП он погубил бы и себя, и своего командира.

 

Сделаем небольшое историческое сравнение. Все три цитированных интервью [3,4]  А. Леонов дал в 2005 и в 2011 году. И в них он не может скрыть своей прямой вины («я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува») за создание ещё более опасной нештатной ситуации. Видимо, слишком уж очевидной  была эта причина для специалистов, которые могли бы и не стерпеть чрезмерных фантазий Алексея Архиповича.

Но вот прошли ещё несколько лет, и настало время уже 40-летнего юбилея ЭПАСа. Судьба подарила А. Леонову долголетие. Он уже отпраздновал свой 90-летний юбилей. Но далеко не всех людей судьба одаривает таким долголетием. Поэтому с большой вероятностью большинство тех людей, что создавали корабли «Восток» и скафандры к ним уже ушли в мир иной. И теперь ничто и никто не мешает Алексею Архиповичу живописать свой драматический выход в открытый космос в самых выгодных для себя красках. Дескать, я сделал всё на «отлично». Познакомьтесь с тем, что рассказывает А. Леонов о ЧП с наполнением корабля кислородом 15 июля 2015 года, в интервью «Русской силе» [5]:

«Алексей Леонов: «Корабль «Восход-2» — семь аварий! Самая страшная: на борту стало резко повышаться давление кислорода. Во время эксперимента на Земле Валя Бондаренко взорвался при давлении 320-330 мм ртутного столба. А у нас было 430! Малейшая искра, и мы бы превратились в молекулярное состояние.

«До сих пор точно не известно, откуда шло это повышение. (А как же тот шланг, которым он задел за тумблер? Неужели выветрился из памяти?).

И герой продолжает: Есть предположение: из-за негерметичности люка. Хотя датчики показывали, что он закрыт, осталась микронная щель. И через нее начал «травиться» воздух. Система жизнеобеспечения подавала нам кислород, а мы его не могли вырабатывать.

Но я сейчас больше склонен думать о другом. Кислородные, баллоны имеют редуктор, который должен понижать высокое давление на низкое. И если от вибрации там что-то отошло, то мог пойти кислород в корабль. Но, видно, специалисты скрыли».

 

Сравните: В 2005 году А. Леонов говорит «мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува», то есть, по сути, признаёт свою вину, как первопричины второго ЧП. А в 2015-ом – о шланге и тумблере ни слова! Остались ничего не значащие предположения и вполне ясный намёк – «специалисты скрыли».  А он, Алексей Архипович, конечно, не причём! И как можно верить такому рассказчику?

 

Вернёмся к интервью от 2005 года:

«При возвращении автоматическая система ориентации на Солнце вовремя не включилась. Экипажу дали команду сажать «Восход-2» вручную. Экипаж выбрал район посадки в 150 км от Соликамска. В результате, космонавты сели всего в 80 км от рассчитанной точки…».

Да, ручная посадка корабля это трудное дело! Но командир корабля со своей задачей справился блестяще. Конечно, командир советовался с А. Леоновым относительно выбора места посадки. Но не «экипаж принимал решение»! Голосования при принятии решений военные не устраивают. Решение принимает командир! Он же и ведёт корабль к месту посадки.

 

«Космонавтов обнаружили не сразу – в 30 км юго-западнее г. Березники Пермской области, в глухой тайге. 21 марта была вырублена посадочная площадка для вертолетов, и Павел Беляев и Алексей Леонов с сопровождающими на лыжах добрались до вертолета Ми-4…».

«Глухая тайга, глубокий снег, лыжи и т.п.» – звучит пугающе. Между тем, это уже откровенный пиар в интересах А. Леонова. Приземление корабля зимой в лесной местности всегда рассматривалось, как вероятная нештатная ситуация при возвращении на Землю. И на этот случай проводились тренировки космонавтов (илл.1). В ЦПК для этого существует специальный отдел. В те годы он назывался «отдел средств аварийного спасения, приземления, поиска, эвакуации и подготовки космонавтов к действиям после вынужденной посадки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон» [6].

 

 Илл.1. Космонавты на тренировке отрабатывают случай приземления корабля в зимнем лесу. Космонавтика в СССР. М., «Машиностроение, Планета», 1986, с.391

 

В истории советской космонавтики критических ситуаций было предостаточно [7, 8]. В том числе,  и до того, как А. Леонов был назначен командиром «Союза-19». Только в отличие от случая с Леоновым, они произошли из-за недоработок в новой технике, а не из-за неумелых действий космонавта. Вот только один пример [7]:

18 января 1969 года. Корабль "Союз-5" с космонавтом Борисом Волыновым возвращался на Землю после успешной миссии. При спуске корабля не отделился приборно-агрегатный отсек, и спускаемый аппарат подставил раскалённому потоку плазмы свои незащищённые бока. Начала гореть обшивка, в кабине появился дым. Надежды не оставалось, стенки корабля неизбежно прогорят. И ничего нельзя предпринять. Преодолев страх и растерянность, Борис начал упаковывать бортжурнал и наговаривать на магнитофон отчёт о том, что происходит. Может, когда пламя ворвётся в корабль, бесценная информация уцелеет. Он видел за стеклом иллюминатора бушующее пламя, жара в кабине становилась невыносимой. И продолжал вести репортаж. В Центре управления полётами плакали, понимая всю безнадёжность ситуации. Вдруг взорвались топливные батареи приборно-агрегатного отсека, и тот оторвался. Опасность заживо сгореть миновала...».

 

В общем, создаётся впечатление, что героический образ космонавта А. Леонова раздут сверх всякой меры. А то, что А. Леонов своими действиями чуть не погубил и себя, и своего командира – об этом умалчивается. Не дать ему Героя, конечно, было нельзя. Это означало бы признать, что первый выход в космос едва не провалился, причём не по вине техники. А это – позор всей стране.

 

На скамейке запасных космонавтов и до, и после ЭПАСа

 

В узком кругу специалистов, формировавших экипажи, истинную цену герою, очевидно, знали. И товарища Леонова ни в командиры, ни во вторые пилоты десять лет никому не навязывали. Не потому ли вплоть до полёта ЭПАС в течение 10 лет А. Леонова в космос не выпускали? Пусть тренируется на «командирские должности»! И при деле, и никому не мешает. Хорошего футболиста тренер не будет держать десять лет в запасе. А разве с космонавтами не так? Почему же А. Леонов просидел на скамейке запасных целых десять лет? За это время мимо него проследовали в космос 37 (тридцать семь!) советских космонавтов [1]. Некоторые успели слетать дважды. А наш Герой всё сидел на своей скамеечке.

 

 А. Леонов, наверное, не раз благодарил судьбу, пославшую ему ЭПАС. Вот для него лучше кандидатуры, чем А. Леонов, не нашлось. А, поскольку ЭПАС, судя по изложенной информации, был полётом очень специфическим, и требования для участия в нём были тоже весьма специфическими, то давайте нарушим  хронологию изложения и на ненадолго перешагнём через 1975 год. Как сложилась космическая карьера командира «Союза-19» после ЭПАСа?

Зададимся для сравнения тем же вопросом относительно бортинженера «Союза-19». Леонов родился в 1934 году, и всего на год старше Кубасова. В 1975 году им было чуть за 40. Для такого возраста можно смело сказать, что Леонов и Кубасов – ровесники. Так что возрастные ограничения для обоих космонавтов одинаковы.

Через 5 лет после ЭПАСа, в конце мая - начале июня 1980 года В. Кубасов в возрасте 55 лет и в качестве командира корабля совершил свой третий полёт («Союз-36», [9]). В этом полёте впервые принял участие венгерский космонавт. Вряд ли кто усомнится в значении такого полёта для поддержания хороших на тот момент советско-венгерских отношений. На этой высокой ноте В. Кубасов закончил свою карьеру действующего космонавта.

 

А что командир «Союза-19» товарищ Леонов - самый знаменитый после Ю. Гагарина космонавт? Он после ЭПАСа  снова оказался не востребован и в космос больше не летал. А. Леонов продолжал занимать в ЦПК новые всё более звучные должности, но в 1991 году был уволен из ЦПК до истечения своего срока службы в армии и против своей воли [10,11].

 

Удивительная сдержанность в мемуарах А. Леонова и В. Кубасова в том, что касается ЭПАС.

 

Интересное письмо автор получил  от коллеги Д. Кропотова. Вот некоторые строки из него:

«На мой взгляд, любопытно молчание А. Леонова о деталях полета ЭПАС. Например, в книге Леонова «Жизнь среди звёзд» [12], написанной после ЭПАСа,  нет сколько-нибудь подробного описания этого полета. А ведь это и вершина, и окончание космической карьеры Леонова!»

 «Есть книга воспоминаний В. Кубасова «Прикосновение космоса» [13]. Просмотрел книгу и, что удивило,  полету ЭПАС посвящено максимум несколько абзацев. В основном, это рассказы о первом и третьем полетах Кубасова. Причем, третий полет («Союз-36») описано чуть ли не поминутно, включая процесс посадки, а про самое большое достижение Кубасова в карьере космонавта  —  полет ЭПАС, написано удивительно мало. Скорее всего, опасается много писать на тему ЭПАС».

            По мнению автора, так и должно быть. Чем больше и чем подробнее напишешь о «совместном» полёте, которого не было, тем больше шансов запутаться. Отсюда и вполне понятная «скромность» в воспоминаниях, когда дело касается печатных книг. Это не короткое интервью, которые А. Леонов раздаёт во множестве. От неосторожного слова, сказанного в интервью, всегда можно откреститься (дескать, «я не то говорил», или «корреспондент не так понял» … и т.п.).  А «что написано пером, то не вырубишь топором».

 

Ссылки:

Интернет - ссылки проверены по состоянию на 3.12.2016

1. «Хроника пилотируемых полетов» http://www.zabor.com/space/astronauts/dates.html

2. Елена Мильчановская. Алексей Леонов: Жизнь на Марсе есть, но рваться туда не нужно. http://www.sb.by/subbotniy-sobesednik/article/aleksey-leonov-zhizn-na-marse-est-no-rvatsya-tuda-ne-nuzhno.html

3. Интервью А. Леонова «Известиям», 15 июля 2005 года. http://izvestia.ru/news/304283

4. Новый Регион – Пермь Публикации за 18.03.05 . 40 лет со дня приземления в пермской тайге космонавтов. http://newdaynews.ru/perm/19858.html

По этой же теме читайте также:

http://upravlenie.ucoz.ru/forum/14-312-1   (эта ссылка читается лучше, так как в ней меньше рекламы)

https://topwar.ru/71111-50-let-nazad-aleksey-leonov-pervym-vyshel-v-otkrytyy-kosmos.html

Сообщение: Котельников. Генерал-полковник. Дата: Суббота, 19.03.2011, 08:50 Леонов рассказывает о выходе в космос

5. Союз с «Аполлоном». Космонавт Леонов раскрыл последние тайны советско-американского полета.  http://rusila.su/2015/07/15/soyuz-s-apollonom-kosmonavt-leonov-raskryl-poslednie-tajny-sovetsko-amerikanskogo-poleta/

6. Давыдов И.В.Триумф и трагедия советской космонавтики. Глазами испытателя. http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/davydov/text/35.htm  

7. Энциклопедия «Космонавтика» под ред. академика РАН Б.Е. Чертока. М., «Аванта», 2004, с.,с. 391-392

8. Почти случившиеся космические катастрофы. http://lozga.livejournal.com/83025.html

9. Валерий Кубасов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР. Биография. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/info/988399

10. Космонавт Алексей Леонов. Биография.  http://tass.ru/info/1225266

11. http://www.alfabank.ru/tula/about/management/top/leonov/16721.html

12. А. Леонов, А. Соколов. Жизнь среди звёзд — М.: Молодая гвардия, 1981. http://scifiart.narod.ru/Albums/5_001.htm

13. В. Кубасов «Прикосновение космоса» http://militera.lib.ru/explo/kubasov_vn/index.html

 

Последняя редакция 3.12.2016