Часть 1. Подготовка к ЭПАС

 

3. 1974: репортажи о «встрече на орбите» готовы!

 

 «Какая может быть фальсификация? Я сам всё видел собственными глазами по телевизору. Все чисто! И невесомость видна». Из письма читателя.

 

 Зачем подписано соглашение по информационной политике о совместном проекте «Аполлон – Союз»?

 

Илл.1. Подписание соглашения по информационной политике о совместном проекте «Аполлон – Союз».

http://spaceflight1.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/s74-29896.html скопировано – апрель 2016.

 

Коллега А. Кудрявец прислал автору интересное письмо: «Один из снимков запечатлел любопытное событие. Снимок сопровождает текст: «John P. Donnelly (справа) – заместитель директора НАСА по связям с общественностью и В.С. Верешетин (слева) – заместитель руководителя Интеркосмоса АН СССР подписывают соглашение по информационной политике о совместном проекте «Аполлон-Союз» в Москве в сентябре 1974 года».

 «Довольно странное мероприятие! Надо ли думать, что смысл этого соглашения заключается в утаивании от общественности некоторых аспектов?».

 Действительно, странное мероприятие! Если совместный полёт действительно будет, то пусть СМИ каждой страны рассказывают о нём в соответствии со своими национальными традициями. Но, если совместность – это фикция, то тогда нужно заранее подготовить соответствующие репортажи о «встрече на орбите», проработать технические вопросы, связанные с их передачей, подробно договориться, кто за что отвечает и кто, что говорит.

 

Репортажами с «совместной орбиты» руководили американцы

 

Как были распределены роли в работе по «информации» и кто тут был командиром – об этом мы можем догадываться по той информационной картине, которую мы видим сегодня. А сегодня в Интернете подавляющая часть иллюстративных материалов о полёте ЭПАС представлена или непосредственно НАСА, или скопирована с источников американского происхождения.

Эти факты говорят о том, что именно американцы взяли на себя роль и руководителя, и основного исполнителя репортажей о «встрече на орбите» американского и советского экипажей. Следующие несколько строк из статьи [1] советских разработчиков ЭПАСа Б. В. Никитина и Б.Ф. Рядинского подтверждают эту мысль:

«В июне 1974 года группа американских специалистов побывала в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. На макете корабля «Союз» были сделаны многочисленные видеозаписи и фоторегистрация сюжетов полета, имитировавшихся операторами при всех возможных комбинациях светильников и в различных ракурсах. Учтены были и полетная динамика экипажей, и «плавание» соединительных кабелей и аппаратуры в условиях невесомости. Были отрепетированы все намеченные варианты полетных съемок…

Аналогичная работа была проведена советскими специалистами на макете «Аполлона» в конце 1974 года в Хьюстоне».

Так что, заготовка репортажей с орбиты велась загодя. Причём совсем необязательно то, что все участники этих съёмок понимали, что они готовят подделку. Ведь им сказали, что проводится репетиция. Мы в последующих главах подробно познакомимся с заготовленной видео - и фотопродукцией, но сначала нам надо рассмотреть  некоторые организационные технические вопросы.

       

Видеоклипы НАСА – низкое качество запланировано!

 

            О том, что со стороны советских участников этих съёмок существовало непонимание истинной цели «заготовительных работ», дополнительно свидетельствуют следующие строки из статьи участников советской части ЭПАС  В. Н. Бобкова и Ю. С. Денисова [2]:

«А вот при распределении времени на телевизионные репортажи, кино- и фотосъемки столкнулись, казалось, с неразрешимыми проблемами.

Американские коллеги заявили, что их интересуют, прежде всего, телевизионные передачи, и предложили выделить для них большую часть отведенного времени. В космическом Центре пилотируемых полетов в Хьюстоне даже образована специальная телевизионная группа. Ей поручено заниматься вопросами бортовых телевизионных передач. Такая группа не была предусмотрена структурой этой организации, а по указанию НАСА ее создали специально для данного полета. Она должна была обеспечить высокое качество бортовых телевизионных передач.

Надо иметь в виду, что если отводится больше времени для телевизионных передач, требующих иного освещения, чем для кино- и фотосъемок, то тем самым неминуемо сокращается время этих съемок. А наша практика подтвердила важность и киноленты, и фотоматериалов наряду с телевизионными репортажами».

 

Естественно, что американские постановщики всё это понимали. Просто у них и цель, и метод её достижения были другими. Они планировали использовать для освещения ЭПАСа свой богатый «лунный» опыт [3]. 

 

Илл.2. Запланированная халтура. Три видеокадра из клипа НАСА по теме ЭПАС.

http://www.youtube.com/watch?v=MOha7dj84o8    (скопировано – 2 июня 2016)

 

Что даёт киносъёмка? Она обеспечивает высокое качество изображения в сочетании с динамизмом картины. И массу возможностей для анализа снятого сюжета. Но как раз это фальсификаторам и не надо. Стало быть, киносъёмка нежелательна!

Что даёт фотография? Она тоже обеспечивает высокое качество изображения. Но статичность фотоизображения РЕЗКО снижает возможности критического анализа. Поэтому НАСА пошло на то, что представило на своих сайтах много высококачественных фотографий, якобы сделанных в совместном полёте. (Тут НАСА совершило ошибку, поскольку не предусмотрело въедливости скептиков).

Что дают телерепортажи с орбиты? Во-первых, телерепортажи – это самое широкодоступное и потому самое эффективное средство воздействия на зрителя. Они создавали у подавляющего большинства (автор данной статьи входил в их число) впечатление полной реальности совместного полёта. Во-вторых, телерепортажи можно передавать плохого, очень плохого, и просто ужасного качества. Это СВОДИТ К МИНИМУМУ возможности критического анализа видеоматериалов со стороны скептиков, тогда как массовый зритель спишет плохое качество на трудности комической связи. По этим причинам относительно удовлетворительные кадры для клипов НАСА, скорее, исключение, чем правило. Типичное же «качество» видеоклипов НАСА по тематике ЭПАСа отражено на стоп-кадрах илл.2. Исключения же обычно касаются второ- и третьестепенных по важности эпизодов важности.

 

К тому же изображение с «орбиты» постоянно перебивается кадрами чисто земного содержания (внутренность центров управления, сосредоточенные лица «управленцев», возбуждённые корреспонденты, радиоантенны центров связи и т.д. и т.п.). Это ещё больше мешает критическому анализу информации, а впечатление «великого события» усиливает. Вот такие телерепортажи и есть самый оптимальный вариант для пропагандистского продвижения мистификации.

Так что, морочили голову американцы нашим специалистам, когда говорили, что их телевизионная группа  специально организована, чтобы «обеспечить высокое качество бортовых телевизионных передач». На деле её главная задача была совершенно противоположной. И с этой задачей телегруппа НАСА справилась блестяще. Её «творческое» наследие сегодня зримо видно в Интернете. Он завален низкокачественными клипами про «совместный» полёт, в своей подавляющей части - американского происхождения.

Знали ли о готовящейся мистификации В. Н. Бобков и Ю. С. Денисов? Вряд ли! Об этом говорят их наивные увещевания [2]  в защиту киносъёмок.

 

Итак, все мыслимые телерепортажи с «совместной орбиты» заготовлены за год до полёта под руководством и при самом активном участии американцев. Заготовлены – значит, записаны на видеомагнитофон и ждут своего срока в виде катушек с магнитной лентой (иных носителей видеоинформации в то время не было). Но эти репортажи надо ещё в условленный срок передать из космоса на Землю.

 

В передаче заготовленных репортажей должен участвовать корабль, летящий по низкой орбите!

 

Когда начнётся «совместный» полёт, то заготовленные репортажи должны по установленному графику идти из космоса на Землю. Казалось бы, что может быть проще? Пусть НАСА с любой удобной точки Земли передаёт эти репортажи на свои геостационарные спутники связи, а с них телесигнал пойдёт уже на весь мир. Из космоса пойдёт!

Нет, такая простая схема сразу же выявит подделку. Спутники связи, конечно, могут использоваться для глобализации пропаганды, но одновременно репортажи должны идти с борта космического корабля. Иначе десятки наблюдательно-измерительных пунктов космического слежения (НИПов) и сотни простых радиолюбителей в мире быстро обнаружат, что единственным источником телерепортажей является геостационарный спутник.

Геостационарный спутник запускается на высокую орбиту (около 40000 км) и оборачивается вокруг Земли ровно за одни сутки. Для земного наблюдателя такой спутник шлёт свои радиоволны с одного и того же направления. Именно поэтому тарелки наших домашних спутниковых антенн всё время «смотрят» в одну точку неба – туда, где как бы застыл в небе геостационарный спутник.

Иное дело - пилотируемый корабль. На высоте от 200 до 300 км он облетает земной шар всего за 1,5 часа. Он быстро восходит над горизонтом, пересекает небосвод и столь же быстро заходит за горизонт с другой стороны. Счёт времени прямой видимости корабля идёт на минуты.

Как пояснил автору связист - ветеран из нашего ЦУПа, если «Союз-19» не будет источником ТВ - передач и радиорепортажей, то это обстоятельство будет немедленно раскрыто практически любым НИПом. Таких пунктов на территории СССР было много. Конечно, люди на НИПах давали подписку о неразглашении сведений о своей работе. Но азбука всех секретных спецопераций требует, чтобы число посвящённых было минимально. А тут – все НИПы в курсе обмана!

 Да и опытного радиолюбителя передачей с одного геостационарного спутника не обманешь! «Где же телесигналы от движущихся по низкой орбите двух состыкованных кораблей?» - посыплются вопросы. Так что корабль на орбите нужен! И не просто корабль, а корабль, с которого идут теле- и радиорепортажи.

Американский «Аполлон» к полёту на орбиту не пригоден (см. введение). Так что «Союз-19» будет летать в гордом одиночестве. Но его одиночества не заметит ни один наблюдатель. Для радаров, что один корабль, что два рядом: всё равно – одна точка. Не хватает углового разрешения. Оптические телескопы тоже бессильны. Днём их «ослепляет» голубое небо или облачность, а ночью в земной тени сами корабли также темны, как и чёрное небо вокруг них. Поэтому «Союз-19» будучи один на орбите, может «без опаски» передавать заготовленные репортажи о мнимой встрече на этой самой орбите.

 

А чем передавать заготовленные телерепортажи?

 

Но тут же встаёт другая проблема. В 1974 году был отснят заранее, записан на видеомагнитофон и хранился на катушках некий набор телерепортажей с «орбиты». Но катушки не играют без видеопроигрывателя. Значит, на борту «Союза-19» должен быть видеопроигрыватель.

Мы знаем, что за заготовку телерепортажей взялись американцы. Поскольку каждый мастер работает своим инструментом, постольку резонно предположить, заготовленные в июне 1974 года телерепортажи записаны на американские видеомагнитофоны. Это тем более вероятно, поскольку и по части видеозаписи, и по части воспроизведения видео американцы сильно опережали советских специалистов [6].

Поэтому совершенно логично то, что заготовленные телерепортажи должен воспроизводить американский видеопроигрыватель, установленный на «Союзе-М». Этот видеопроигрыватель должен быть электрически полностью совместим с бортовой системой ТВ «Союза». Разумеется, не было никакой возможности в корне переделать всю систему бортового ТВ «Союза-19» под американские стандарты. Без разработчиков «Союза-М» этого не сделаешь, а их в суть информационной спецоперации не посвящали. (Они готовятся к встрече на орбите, вот и пусть готовятся!).

Значит, американцы у себя «дома» должны были создать специальный видеопроигрыватель, полностью совместимый с общей схемой внутреннего телевидения корабля «Союз» (точнее, «Союза-М»). В этой работе им очень помогли бы какие-то лёгкие электронные имитаторы бортового ТВ «Союза». Нельзя же без конца ездить в Звёздный, чтобы примеривать свою аппаратуру к бортовой ТВ «Союза». Изготовить имитаторы могут советские специалисты. Благовидный предлог для соответствующей просьбы найдётся. И советские специалисты откликнулись [7]:

«Проверку на совместимость было решено проводить в Хьюстоне, в лаборатории электронных систем, оборудованной для этих испытаний. Нам для этого надо было изготовить и предварительно испытать эквивалент радиосвязи корабля «Союз», эквивалент проводной связи и имитатор телевизионной камеры и телевизионного блока с генератором телевизионных сигналов. В короткие сроки они были изготовлены, испытаны и в первых числах января 1974 года отправлены в Хьюстон».

 

Сколько весил видеопроигрыватель в 70-х годах?

 

            Если бы встреча в космосе действительно была, то снимали бы американцы на свои телекамеры и передавали телерепортажи по своим каналам. До устройства бортового ТВ «Союза» им не было бы никакого дела. Иное дело, если в космос полетит только «Союз – 19». И его одиночество будет тайной для разработчиков советской части ЭПАС.

            Тогда, во-первых, американский видеопроигрыватель незадолго до полёта должен как-то оказаться в советском корабле.

            И, во-вторых, в подходящий и точно рассчитанный момент нужно отключить головную часть ТВ «Союза-19» корабля и подсоединить к обезглавленному телу новую, теперь уже американскую «голову» (видеопроигрыватель).

Как мы увидим ниже, отключение ТВ советского корабля действительно произойдёт в день старта «Союза-19». Это событие (уникальное в истории всей мировой космонавтики, а не только советской!) окажется совершенно неожиданным для ВСЕХ разработчиков корабля, включая Генерального конструктора головной организации (ЦКБЭМ) В.П. Глушко и его заместителя, технического руководителя советской части ЭПАСа К.Д. Бушуева.

 

А пока мы вернёмся в июнь 1974 года. Изучив систему ТВ «Союза» и заказав необходимые имитаторы, американские электронщики возвратились домой с уверенностью, что нужный видеопроигрыватель они сделают в срок. Этот срок, как мы прочитаем в следующей главе, настанет в апреле 1975 года, за три месяца до старта «Союза-19». Сколько же весил в те годы передовой (синоним – американский) видеопроигрыватель? Ветеран отечественного кино, кинорежиссёр и кинооператор Ю.А. Елхов рассказал автору, что подобная аппаратура в те годы весила до 200 кг. Но 200 кг лишней нагрузки для ракеты не пустяк. Разработчики впритык согласовали массу корабля (6,8т) с подъёмной силой ракеты. Секретная добавка массы в 0,2т приведёт к тому, что ракета просто не выведет корабль на орбиту. Но выход был найден! Об этом следующая глава.

 

Ссылки:

Интернет - ссылки проверены по состоянию на 30.9.2016.

1. Б. В. Никитин, руководитель четвертой рабочей группы ЭПАС, Б. Ф. Рядинский, к.т.н., статья ««АПОЛЛОН», Я – «СОЮЗ»! КАК СЛЫШИТЕ?», раздел «СОВМЕСТИМОСТЬ ПОЛНОСТЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНА» - в книге ««Союз» и «Аполлон»»  http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/03.html .

2. В. Н. Бобков, инженер, Ю. С. Денисов, инженер. Статья «ОТ ЗАМЫСЛА ДО МЕТАЛЛА», раздел «ДНИ, РАСПИСАННЫЕ ПО МИНУТАМ»  - в книге ««Союз» и «Аполлон»» http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/soyuz-i-apollon/02.html

3. Попов А.И. Закрываем лунный альбом http://www.manonmoon.ru/book/15.htm

4. Попов А.И. «Бодряки с «орбиты» http://www.manonmoon.ru/articles/st80.htm

5. Попов А.И. «Где были Ваши глаза, астронавты?» http://www.manonmoon.ru/articles/st60.htm

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD Видеомагнитофон.

7. Б. В. Никитин, руководитель четвертой рабочей группы ЭПАС, Б. Ф. Рядинский, к.т.н., статья ««АПОЛЛОН», Я – «СОЮЗ»! КАК СЛЫШИТЕ?», раздел «СОМЕСТНАЯ ОТРАБОТКА» - в книге ««Союз» и «Аполлон»»  http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/03.html .

 

Последняя редакция 30.9.2016