Часть 2. Старт «Союза» и «День незапланированных ремонтов»

 

5. Бортовое ТВ не работает! Скандал на старте.

Генеральный конструктор: «Старт отложить!», министр: «Стартовать!»;

Готовые к запуску дублирующие ракета, корабль и экипаж остаются на Земле

 

Штатная процедура ВСЕХ запусков пилотируемых кораблей ВСЕХ типов во ВСЕХ странах предусматривает, что во время старта космонавты находятся под непрерывным телевизионным наблюдением (илл.1а). Позже, уже на орбите, ЦУП с помощью бортового ТВ в любой момент может контролировать обстановку в корабле. Полёт «Союза-19» был проведён так, что он стал исключением мирового масштаба из этого правила: в момент страта ТВ на корабле не работало (илл.1б).

 

Илл.1.

а) штатная ситуация: во время старта и после него космонавты находятся под непрерывным телевизионным наблюдением;

http://www.youtube.com/watch?v=TinbyNHpn3w

б) «Союз-19» - единственный в мировой истории космонавтики старт корабля с неработающим ТВ.

 

День старта «Союза – 19», 15 июля 1975 года выдался очень жарким, но не по части температуры окружающего воздуха. К летней жаре на Байконуре привыкли. Он стал жарким в плане происшедших в этот день событий. Когда корабль уже стоял на вершине ракеты, а ракета была, что называется «под парами», вдруг обнаружилось, что вся система бортового ТВ корабля не работает. 

 

Скандал на старте

 

Вот что рассказывает об этом дне А. Леонов [1,2]:

«Когда корабль уже был на стартовом столе, отказала вся телевизионная система. Главный конструктор Глушко побежал звонить в Москву, чтобы старт перенести. Министр Афанасьев и замглавкома ВВС Шаталов, когда он вернулся, сказали: «мы уже дали команду на старт». На орбите мы с Валерием Кубасовым получили рекомендации по ремонту. Из инструментов были только ножницы, отвертка и охотничий нож, который я накануне купил за 5 рублей 50 копеек. На «Аполлоне» после старта заклинило люк, через который должна была произойти встреча. Астронавты перебирали люк всю ночь».

«Ни в советских, ни даже в американских газетах о нештатных ситуациях не сообщалось»

 

Совершенно не верится в трогательную историю о спасительном ножике за 5 руб. 50 коп, ножницах и отвёртке, означающую якобы отсутствие на космическом корабле элементарного набора инструментов. Уж очень она ассоциируется с рассказами барона Мюнхгаузена. Но поскольку эта история относится к ремонту ТВ на орбите, а не к старту корабля, то подробное знакомство с ней будет уместно в следующей главе.

Поэтому примем пока во внимание только главные факты, которые  сообщает А.А. Леонов. Примем их, прежде всего, потому что они многократно подтверждены более авторитетными и более достоверными источниками, чем красочные откровения бывалого космонавта. Например, статьёй на сайте РКК «Энергия» [3]. А именно:

а) Бортовое ТВ отказало ещё до старта корабля;

б) Главный ракетный конструктор страны, академик В.В. Глушко, Генеральный конструктор ЦКБЭМ (оно же – ОКБ1) – головного разработчика и по проекту ЭПАС в целом, и по кораблю, а также заместитель В.П. Глушко, технический руководитель советской части ЭПАС, член-корр. АН СССР К.Д. Бушуев настаивали на том, чтобы отложить старт;

в)  Министр министерства общего машиностроения (МОМ) С.А. Афанасьев, отвечавший за координацию работ по проекту ЭПАС, в целом, по  стране и помощник главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению космических полётов генерал-лейтенант В.А. Шаталов, наперекор мнению главных разработчиков отправили корабль на орбиту.

 

Портреты названных ответственных лиц показаны на илл.1.

         

Илл.1. Разработчики против командиров (фотографии взяты из Интернета)

 

«При любых обстоятельствах в космос должен полететь экипаж Леонова, и никакой другой!».

 

            По заранее разработанному плану (глава 2) «к полёту 15 июля 1975 года были полностью подготовлены и заправлены два корабля (заводские №№75 и 76). Если бы с №75 (А. Леонов и В. Кубасов)  что-то случилось, то «Союзом-19» стал бы №76 (А. Филипченко и Н. Рукавишников). Был предусмотрен даже двойной сбой, и «в резерве находился ещё один корабль №74». И вот, уже на стартовой площадке обнаруживается, что на «Союзе-М», зав. №75 не работает бортовое ТВ.

            Два самых главных технических руководителя – главный ракетный конструктор страны В.П. Глушко и технический руководитель советской части ЭПАС К.Д. Бушуев реагируют однозначно: полёт с таким кораблём отложить.

            В общем, случай на стартовой площадке  произошёл неприятный, но не критический. Не критический, прежде всего, благодаря наличию рядом корабля с зав. №76. Надо только действовать по тому плану, который давно утверждён самим же министром.

             

            Во-первых, можно было условно перевесить табличку «Союз-19» с корабля зав. №75 на корабль зав. №76, который полностью готов к полёту. Именно дублирующий экипаж (А. Филипченко и Н. Рукавишников) полгода назад провёл на «Союзе-16» генеральную репетицию советской части полёта. Такого опыта нет ни у кого из советских космонавтов. В этом случае товарищам Леонову и Кубасову, конечно, придётся остаться на Земле.

 

            Во-вторых, можно было, как настаивал В.П. Глушко, отложить полёт. Починить бортовое ТВ и, если ремонт не затянется, то можно вновь дать старт тому же кораблю №75. Как написано в [4]: «Еще за 35–40 секунд до начала полета есть возможность остановить пуск, чтобы повторить его в последующие двое суток». На Байконуре для ремонта всё есть: и специалисты, и оборудование, и инструменты.  В конце концов, блок можно просто заменить, потому что рядом стоят два исправных корабля «Союз - М». Если же неисправность окажется серьёзной, то опять же – зав. №76 готов к полёту.

       

            Но министра не интересует ни готовый к полёту «№76» с опытным экипажем, ни наличие других возможностей, ни настойчивое стремление главного ракетного конструктора страны В.П. Глушко отложить старт. И он даёт добро на старт корабля с неисправным ТВ. На орбите починят! Ножичком за 5р.50коп.

            Глупость и авантюризм? Исключено! Не тот человек – министр С.А. Афанасьев. За его плечами много славных дел особой государственной важности. Достаточно упомянуть его огромную организаторскую роль в достижении ракетно - ядерного паритета с США. Значит, министр выполнял указание  свыше. А выше министра стояли только секретарь ЦК по оборонной промышленности Д.К. Устинов и (на самой вершине) генсек Л.И. Брежнев.

            Точную формулировку их высочайших указаний мы знать не можем, но суть их ясна из действий министра: «При любых обстоятельствах в космос должен полететь экипаж Леонова, и никакой другой!».

 

            Сегодня нам подоплёка такого указания ясна. А. Леонов и В. Кубасов летели в космос не для встречи с «Аполлоном», а для имитации этой встречи. И это был самый главный секрет всей аферы ЭПАС.  Суть же любого секретного задания знают лишь те, кто его выполняет, и те, кто его даёт.

            А секретность даже при проведении чисто советских космических полётов была очень высокой. Не то, что товарищи по отряду космонавтов, внутри одного экипажа один его член мог не знать секретного задания второго. Вот что, например, рассказал об окончании полёта корабля «Союз-18-1» (5 апреля 1975 года) космонавт О. Макаров [5]: «Аппарат приземлился в Советском Союзе на Алтае. До границы с Китаем было недалеко. В программе полета для Василия (Лазарева) был предусмотрен какой-то совершенно секретный эксперимент (такой, что даже я, бортинженер, о нем ничего не знал). После посадки, предполагая, что мы могли сесть в Китае, Лазарев сжег какие-то листочки и таблички».

            В этом примере речь идёт о рядовом полёте в рамках чисто внутренней советской космической программы. Полёт же ЭПАС по своему значению был, конечно, событием иного уровня. И секреты в нём были тоже иного уровня.

 

            Только экипаж «Союза-19», очевидно, был в курсе планируемой истории с ТВ. Потому что ему предстояло реализовать его последствия. Разумеется, что дублёры были не в курсе спецзадания. Такова дисциплина всех секретных заданий, тем паче – особо секретных. И поэтому никакой другой экипаж, кроме А. Леонова и В. Кубасова, не должен был полететь в космос!

Был ли министр предупреждён, что ТВ на старте работать не будет? У нас нет фактов, позволяющих уточнить степень осведомлённости министра об истинной цели ЭПАСа.

 

Пока нет Глушко: спасительное техсовещание

 

            Министр, конечно, не сомневался насчёт выполнения  указания свыше. Но надо каким-то образом изобразить коллегиальное решение. Ведь за перенос старта выступает сам главный разработчик, главный ракетный конструктор страны, Генеральный конструктор ЦКБЭМ, академик В.П. Глушко. Не зря он убежал звонить в ЦК насчёт переноса старта. Оставшийся на стартовой площадке его заместитель, технический руководитель советской части ЭПАС, член – корр. АН СССР К.Д. Бушуев - тоже за перенос старта. Более авторитетных руководителей из состава разработчиков на старте не осталось.

            И как же поступает опытный министр? Пока В.П. Глушко нет, министр для придания его решению видимости коллегиальности срочно организует некое подобие технического совещания. Состав совещания? Вряд ли это были случайно выбранные люди (министр – человек опытный, и случайностей не допустит).

            Напрасно оставшийся в одиночестве К.Д. Бушуев «высказывался за перенос пуска» [3]. Техническое руководство с участием министра С.А. Афанасьева решило провести пуск в назначенное время».

            Из этой истории становится совершенно очевидным, что даже для столь высоких разработчиков, как В.П. Глушко и К.Д. Бушуев, запуск корабля с неработающим ТВ был совершенно неожиданным.

            Иначе, зачем бы В.П. Глушко бегал звонить в ЦК с предложением перенести старт и  зачем бы К.Д. Бушуев наперекор самому министру стоял на том же?

 

            Итак, спешное (пока бегал Глушко!) «совещание» освятило волю министра. Но невелика цена совещаниям, на которых воля начальника понятна заранее.  И тут, как по волшебству, появляется человек, который называет причину поломки. Она такова, что на орбите её можно починить.

 

Явление «прозорливого» офицера народу

 

            Это был некий «прозорливый» офицер, имя которого для публичной истории не сохранилось. А роль он сыграл важную! Его взгляд, похоже, проникал через стенки корабля, стоящего на вершине ракеты, потому что он вот так сходу диагноз поломки составил. Дескать, лёгкая поломка, товарищи – космонавты на орбите починят. Об этом ясновидце рассказал участник проекта ЭПАС  В.С. Сыромятников [6]:

            «Когда «Союз» находился на стартовом столе, «представитель заказчика», офицер, оказавшийся настоящим специалистом, первым выдвинул гипотезу о том, что отказал бортовой коммутатор. За этот блестящий диагноз офицер, кажется, получил премию или благодарность». 

Странный, однако, офицер! Если он – представитель заказчика, то есть военпред, то не дело военпреда – технический диагноз поломки ставить. Его дело - контроль исправности корабля и его систем и их приёмка. Работает система – «принято»! Не работает – не «принято»! А почему не работает – пусть разработчик разбирается.  Кто лучше создателя прибора знает его устройство?

 

            Уж не этот ли военпред и вывел из строя тот самый коммутатор? Сделал это накануне, под видом дополнительной предстартовой проверки корабля, которую он же и проводил, как военпред? Тогда его прозорливость неудивительна.

            И не он ли со своими «специальными» товарищами одновременно внёс в корабль некий большой и тяжёлый электронный блок (или его составные части)? Тот самый американский видеопроигрыватель?

            Собственно назначение этого блока вряд ли знал и сам прозорливый офицер. При проведении секретных операций, каждый знает только то, что ему поручено сделать. Поручено отключить коммутатор бортового ТВ – отключил! Поручено внести какую-то аппаратуру (наверняка, зачехлённую) – обеспечил! А что именно он внёс, это уже не его дело.

 

А не проще было бы, если бы ТВ «сломалось» на орбите?

 

А не проще ли было бы для организаторов ТВ-спектакля, если бы ТВ «вышло из строя» на орбите? Смотрите, сколько этот дало бы плюсов:

- Глушко бы не бегал бы в Москву звонить, чтобы отложить запуск (поздно звонить, когда корабль уже вышел на орбиту!);

- Министр Афанасьев не находился бы в дурацком положении, когда он был обязан отправить «Союз-19» в полёт с неработающим ТВ, что противоречило всей практике запусков;

            - Не устраивал бы Афанасьев (пока Глушко бегает звонить) показушных совещаний со специалистами, которые не отвечали за успех или не успех полёта «Союза-19»;

- И «прозорливый» офицер мог спокойно курить в сторонке.

- Да, масса преимуществ! И, главное, никакого скандала на старте!

 

И всё же ТВ не работало уже на старте! Это может означать только одно - исправное ТВ могло нарушить планы организаторов аферы в самый обидный для них момент – в день старта. Например, потому что в корабле уже стоял тайно внесённый американский прибор. Стоял он, скорее всего, в орбитальном отсеке, который на орбите является техническим сердцем корабля. В штатной ситуации во время старта ТВ работает. Конечно, всё внимание стартовиков приковано к капсуле спускаемого аппарата. Именно в ней во время старта располагаются космонавты. Но нельзя же исключить вероятность того, что кто-то захочет взглянуть и на состояние орбитального отсека. А там стоит неизвестно что! 200 кг, будь они хоть целиком, хоть в виде нескольких отдельных блоков, в тесном отсеке не спрячешь. Это будет шок и для стартовой команды, и для Глушко с Бушуевым. А это грозит провалом всей аферы. Так что во время старта ТВ не должно было работать!

Всё сказанное выше означает, что старт корабля с неработающим ТВ был запланирован заранее!

            Министр получил приказ свыше отправить в полёт именно корабль №75 и выполнил его. Своё распоряжение он реализовал через замглавкома ВВС Шаталова, поскольку военнослужащие, обслуживающие старт (все из ВВС),  подчиняются своему начальнику. 

 

 Ссылки:

Интернет - ссылки проверены по состоянию на 30.9.2016.

1. «Известия», 15 июля 2005, 16:14. http://www.izvestia.ru/news/304283

2. «Известия», 16 июля 2010, 15:13 “Союз” с “Аполлоном” http://www.izvestia.ru/news/363643

3. «Ракетно – космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва (бывшее ЦКБЭМ), 1946-1996. Титульная страница http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/01.html

 Здесь используется http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/06.html

4. к.т.н. А. И. Осташев, инженер Н. И. Зеленщиков, книга ««Союз» и «Аполлон»» http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

статья ««Союз-19» у порога орбиты», раздел «Связанные одним циклом»

5. Аварийный полёт В. Лазарева и О. Макарова. http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic4088/message165120/#message165120

6. В.С. Сыромятников, проф., д.т.н., член – корр. РАН «100 рассказов о стыковке», М.: Логос, 2003. — 568 с.

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/syromatnikov/100/01.html , раздел 2.17. Миссия

 

 

Последняя редакция 30.9.2016