Глава 2.2. Как готовили космическую технику для ЭПАС в СССР и в США.

 

 

И «Союз», и «Аполлон» не предназначались к стыковке друг с другом. Чтобы такая стыковка стала возможной, каждая из сторон должна была провести очень большую работу. По тому, как каждая из двух стран эту работу провела, можно судить о серьёзности её намерений. Но как это сделать, не будучи специалистом в области космической техники? А мы воспользуемся критерием, применимым к любому новому изделию, будь то космический корабль или домашний утюг.

 

Любое новое изделие, прежде чем его применять, испытывают на работоспособность в тех условиях, на которые это изделие рассчитано. Такой подход подтверждают слова дважды Героя Советского Союза, космонавта, тогдашнего заместителя главкома ВВС, генерала - лейтенанта авиации В.А. Шаталова [1б]:

      «Следуя установившейся у нас традиции, доработанный корабль испытывался не только в беспилотном варианте, но и с экипажем на борту, который опробовал доработанные системы в полете. Полную уверенность в работоспособности той или иной (космической) системы могут дать только испытания в самом космосе.

Думаю, что если бы на нашу долю выпало изготовление шлюзовой камеры для перехода экипажей из корабля в корабль, мы бы и ее испытали в условиях космического полета».

Это означает, что и советский, и американский модифицированные корабли каждый по отдельности должны были ещё до начала совместного полёта пройти все возможные испытания в космосе.

Не проведение испытаний в космосе будет свидетельствовать от том, что соответствующая сторона заранее предполагала (разумеется, с согласия другой стороны) только имитацию своего участия в совместном полёте.

 

1А. СССР изготовил для ЭПАС шесть кораблей и три из них испытал в космосе

 

 

            «Осенью 1972 года начались проектные работы по кораблю для ЭПАС. Корабль получил закрытое обозначение 7К-ТМ. Использовалось (также) открытое название «Союз», позже применялось наименование «Союз-М». В сообщениях ТАСС пилотируемым кораблям были присвоены очередные номера «Союзов», а беспилотные шли под обозначением «Космос».

            Эскизный проект корабля «Союз-М» определил основные требования к ракетно-космическому комплексу. Корабль имел стартовую массу до 6790 кг и  экипаж два человека. На корабле в силу повышенного содержания кислорода (до 40%) впервые в отечественной практике реализуется полный объем работ по обеспечению пожаробезопасности. Объем модернизации корабля «Союз-М» по сравнению с «Союзом» составил 35 – 40%. Был выпущен комплект конструкторской документации, началось изготовление материальной части и экспериментальная отработка.

            Принимается решение о проведении 2-х беспилотных пусков и 1-2 пилотируемых. Поэтому в производство были заказаны шесть кораблей (зав. №№ 71-76), из них два для совместного полета [2]».

 

            «Первый беспилотный полёт «Союза-М» прошёл 3-13 апреля 1974 г. под названием «Космос-638». Корабль успешно испытывался во всех режимах. Но возвращение корабля произошло в режиме баллистического спуска, вместо управляемого.

            Причину в ЦУПе поняли сразу. На корабле была установлена стыковочная мишень, на ней при сбросе воздуха появилось давление. Система управления зафиксировала потерю ориентации и перевела спускаемый аппарат в баллистический спуск. Произошла мелкая техническая ошибка, которая привела к баллистическому спуску с огромными перегрузками. Произойди она в пилотируемом полёте, и космонавтам пришлось бы несладко [2]». Ошибка была исправлена.

 

            «Второй беспилотный полет «Союза-М» под названием «Космос-672» был успешно выполнен 12-18 августа 1974 г.

            «Третий, контрольный  и теперь пилотируемый полет корабля «Союз-М»  был осуществлен 2-8 декабря 1974 года под названием «Союз-16» с экипажем в составе А. Филипченко и Н. Рукавишникова. Он завершил летно-конструкторские испытания корабля» [2].

 

 

союз_аполлон - копия

 

Илл.1. а)«Аполлон – ЭПАС» [1в]: 1 – модуль-шлюз с узлом стыковки; 2- командный модуль (обитаемый); 3 – служебный модуль;

б) «Союз-М» [1в]: 1 – орбитальный отсек (обитаемый), 2 – спускаемый аппарат (обитаемый), 3 – приборно - агрегатный отсек

в) космонавты А.Филипченко и Н. Рукавишников, испытавшие «Союз-М» в космосе до полёта ЭПАС.

 

            На илл.1 показаны оба корабля. На многих читателей производит впечатление тот факт, что «Аполлон» даже без модуля-шлюза выглядит гораздо солиднее, чем «Союз». Отсюда делается вывод, что «Аполлон» значительно совершеннее, чем «Союз». Это ошибочное впечатление. И, чтобы понять это, опять же не надо быть специалистом в космической технике. Космический корабль это для его экипажа «дом» на орбите. А достоинствах жилого дома судят не по его внешнему размеру, а по тому объёму, в котором могут жить и работать экипажи и по наличию в нём элементарных удобств.

            Так вот, астронавты «Аполлона» постоянно пребывают только в той его части, которая обозначена на илл.1а цифрой 2. Её полезный объём составляет 6 м3. Экипаж «Аполлона» - 3 человека. То есть, на каждого астронавта приходится всего 2 м3 свободного пространства. Чтобы представить себе эту тесноту, посчитаем объём маленькой кухни в домах советской постройки. Её площадь 6 м2, высота потолка 2,4 м. Получается объём 14,5 м3. А про «удобства», предлагаемые «Аполлоном» достаточно сказать то, что в нём нет элементарного туалета. Памперсы и особые мешочки для кала – вот те «удобства», которые запланировали создатели «Аполлона» для своих астронавтов.

            В советском же корабле имеется специальный санузел, действующий в условиях невесомости, а свободный объём распределён по двум отсекам (1 и 2, илл.1б) и равен 8,5 м3. Штатный экипажа «Союза» - 2 человека. То есть на каждого космонавта приходится по 4,25 м3. Тоже тесно (очень тесно), но всё-таки в 2 раза больше, чем в «Аполлоне». Так что – «мал, да удал».

          

            Итак, три корабля «Союз-М» были испытаны в космосе: два – в автоматическом режиме, один – в пилотируемом режиме. Оставшиеся после испытаний в космосе три корабля (из шести изготовленных) предназначались для дублирования  друг друга в день старта «Союза-19». О беспрецедентно высоком уровне этого дублирования (как в истории космодрома Байконур, так и во всей мировой космической практике) стоит рассказать отдельно.

 

1Б. ДВЕ стартовые площадки, ДВА комплекса «ракета + корабль», третий корабль – в резерве, ЧЕТЫРЕ экипажа.

И всё это – для гарантированного обеспечения старта одного корабля

 

            По сложившейся практике, сохранившейся до сих пор, при подготовке запуска космического корабля готовятся: один стартовый стол, одна ракета-носитель, один корабль и два экипажа – основной и дублирующий. Ракету-носитель, корабль и стартовую площадку никогда не дублировали. Слишком это дорогое удовольствие!

 

            15 июля 1975 года, день старта «Союза-19» на Байконуре в плане принятых мер дублирования стал беспрецедентным исключением.

           В этот день на ДВУХ стартовых площадках были полностью готовы к старту ДВЕ ракеты-носителя и ДВА корабля. Соответственно, были подготовлены ЧЕТЫРЕ экипажа  – по два на каждый полностью готовый к старту  корабль [1б]: первый экипаж  – А. Леонов и В. Кубасов, второй – А. Филипченко и Н. Рукавишников, третий –  В. Джанибеков и Б. Андреев, четвёртый – Ю. Романенко и А. Иванченков.

           

            «На день старта технологический план предусматривал практически параллельные работы по двум кораблям зав №75 (основной – А.П.) и №76 (дублирующий – А.П.). На них в полной мере были реализованы мероприятия по пожаробезопасности. Корабль № 74  находился в резерве [2]».

            «С 30 июня топливом начали заправляться двигательные установки основного корабля «Союз». С 4 июля те же операции производились с дублирующим кораблем. Заправка была окончена 7 июля.

            Оба корабля «Союз» были готовы к стыковке с ракетами-носителями.

            10 июля в монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур состыковали основной корабль «Союз» с ракетой-носителем.

            12 июля ракетно-космический комплекс был установлен на (первой) стартовой позиции.

13 июля на второй стартовой позиции была установлена ракета с дублирующим кораблем «Союз» [1в, г].

 

В целом, содержание пунктов 1А и 1Б указывает на то, что с советской стороны готовился реальный космический полёт корабля «Союз - М».

 

2. США – для ЭПАС: никаких испытаний в космосе!

 

            Совсем иначе подошли к подготовке американцы. И для подготовки, и для участия в ЭПАС ими был предложен только один экземпляр корабля «Аполлон». Согласно [1б] это был «корабль, модифицированный для использования в качестве транспортного корабля для доставки экипажей на орбитальную станцию».

            Давайте, на минуту забудем о тех вполне обоснованных сомнениях, которые вызвал «Аполлон» еще по «доэпасовскому» периоду своей виртуальной жизни. Будто бы он («лунный» «Аполлон») действительно существовал, и действительно был такой «хороший и надёжный», каким его представляло НАСА. И вот, дескать, «завалялся» один такой хороший «Аполлон» на складах НАСА. Но ведь конструкция «Аполлона – ЭПАС» отличается от обычного «Аполлона» принципиально новой дополнительной частью —  стыковочным модулем-шлюзом  для перехода экипажей из корабля в корабль (рис.1а). Он и сложный по устройству этот узел, и вовсе не маленький. Масса – 2 т. Длина – 3м.

 

Напомним, что небольшая и простая по конструкции тарелочка-мишень, всего-то установленная в не самом удачном месте, неожиданно перевела плановый спуск корабля «Космос-638» (он же беспилотный «Союз-М») в баллистический режим. А сложность и вес трехметровой махины модуля-шлюза даже как-то неудобно сопоставлять со «сложностью»  тарелочки

            Случись в стыковочном модуле какая-то поломка или просто дотоле не обнаруженный изъян конструкции, и никакой стыковки не будет. А возможны и более драматические варианты. Например, когда корабли состыкуются, а расстыковаться не смогут. Связка кораблей не сможет вернуться на Землю. Гибель обоих кораблей и их экипажей будет неминуема. Значит, американцам надо обязательно ещё до полёта ЭПАС испытать в космосе свой «Аполлон – ЭПАС»

             Здесь уместно повторить слова В.А. Шаталова:

«Думаю, что если бы на нашу долю выпало изготовление шлюзовой камеры для перехода экипажей из корабля в корабль, мы бы и ее испытали в условиях космического полета».

Но американцы и не думают испытывать свой «Аполлон - ЭПАС» в космосе! Автор рассмотрел две возможные причины такого спокойствия.

 

Причина «А». Её очень любят защитники НАСА. Дескать, американцы за счёт тщательной проработки на Земле умели с минимумом испытаний в космосе, а то и вовсе без них создавать очень надёжную космическую технику. Эта легенда, получила название «триумфальной методики», и её подлинным певцом является российский публицист С. Александров [3]. Она и сегодня действует на многих не информированных, а то и просто легковерных людей.

            А те, кто более глубоко интересуются историей космонавтики, задаются вопросом, куда делась эта «триумфальная методика», когда американцы приступили к реальным космическим полётам на шаттлах (1981 – 2011)? Из пяти построенных сверхдорогих шаттлов потерпели катастрофу два! Погибли 14 астронавтов. Семь взорвались вместе «Челленджером» (1986) вскоре после старта, а семь сгорели заживо при входе в атмосферу «Колумбии» (2003).

В общем, миф о том, что можно разработать надёжную космическую технику, не производя её испытаний в космосе, совершенно несостоятелен. Собственно, аналогичная ситуация имеет место в любой области техники. Сколько ходовых испытаний пройдёт новый автомобиль, прежде чем ему дадут «путёвку в жизнь»?

Так какие у нас есть основания верить в сверхъестественную способность американцев создать сверхнадёжный «Аполлон» для ЭПАСа и при этом  не проводить его испытаний в космосе? Никаких! Впрочем, обоснованность этого неверия позднее подтвердили сами американцы, сочинившие сказку о поломке этого самого модуля-шлюза на орбите. «Сказку» - потому что на самом деле «Аполлон-ЭПАС» вообще никуда не летал. А потребовалась эта сказка о поломке модуля-шлюза на орбите для целей более «качественной» имитации «совместного» полёта.

.

Причина «Б» позволяет объяснить и почему США вполне удовлетворились одним экземпляром «Аполлона», и почему они ничего не испытывали в космосе, и многое другое. Она состоит в том, что полёт «ЭПАС» применительно к «Аполлону» был таким же виртуальным, как и полёты на Луну.

А для имитации активной подготовки к полёту ЭПАС вполне достаточно одного «Аполлона». О каком испытании модуля-шлюза в космосе можно тогда говорить? Этот имитационный «Аполлон» нужно почаще показывать в СМИ, приглашать посидеть в нём советских космонавтов (тех же А. Леонова В. Кубасова). Пристыковывать к нему на Земле модуль-шлюз, а затем отстыковывать. Итак, по многу раз. В общем, изображать кипучую деятельность.

А когда придёт время изображать старт «Аполлона» на «эпасовскую» орбиту, тут тоже никаких проблем не предвидится. «Прыжки» с пустыми «Аполлонами» в Атлантику уже отработаны за пять лет лунной эпопеи (1968 – 1972 г.г.).

В общем, всё сказанное относительно подготовки США к ЭПАС указывает на то, что с американской стороны готовилась имитация участия «Аполлона» в якобы совместном полёте.

 

 

Ссылки:

 

1. а) «Союз“ и „Аполлон“». Сборник статей под редакцией руководителя проекта «ЭПАС» с советской стороны Героя Социалистического Труда,
лауреата Ленинской и Государственной премий, члена-корреспондента АН СССР К. Д. Бушуева, ИПЛ, М., 1976, 271с , титульная страница

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

    б) Там же. Часть 4. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/04.html

В. А. Шаталов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации. «На орбите сотрудничества», 

Далее - раздел «КОСМОНАВТЫ ДЛЯ ЭПАС», далее – «Четвертый экипаж – Ю. Романенко и А. Иванченков»

    в) Там же, Часть 1, В. А. Тимченко, В. Н. Бобков, В. В. Васильев. КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ «СОЮЗ» И «АПОЛЛОН», разделы «Союз» для ЭПАС и «Аполлон» для ЭПАС http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

    г) Там же, Часть 5. А. И. Осташев, канд. техн. наук, Н. И. Зеленщиков, инженер. ««СОЮЗ-19» У ПОРОГА ОРБИТЫ», раздел «СВЯЗАННЫЕ
ОДНИМ ЦИКЛОМ», http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/05.html

2. «Ракетно – космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва. (Бывшее ОКБ-1, а затем ЦКБЭМ – головной разработчик космической техники по советской части ЭПАСа). Юбилейное издание. 1946-1996. Титульная страница http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/01.html

Здесь используется http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/06.html - Программа «Союз» и «Аполлон»

3.  Энц. «Космонавтика». Под научн. ред. акад. Б.Е. Чертока. М.: Аванта+, 2004, «Как это было», с.117

 

апрель 2020