Глава 2.11. То она есть, то её нет!

Где бывает такая невесомость?

 

1. Читатель помогает автору

 

            Несколько лет назад автор получил интересное письмо от читателя [1]: «После прочтения статьи «Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?» [2], у меня появилось желание обратить Ваше внимание на несколько странных фактов, связанных с видеоклипом «Союз – Аполлон. Рукопожатие в космосе» (эфир от 23 мая 2014 года) [3]. В клипе есть момент групповой съемки продолжительностью 9 мин 03 сек: с 15:26 по 24:29…

            в 23:00 статичная до этого момента картина «взрывается» чередой суетливых действий. Кубасов «подвешивает» камеру, отпуская при этом «фолиант», который держит в руках. И «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой». Чего мы совершенно не наблюдаем, например, в 18:03, когда он же удерживает рукой только половину «фолианта», вторая же спокойно свисает вниз.

             Стаффорд снимает с головы и «подвешивает» шлемофон, похожее действие делает Леонов, но выглядит не столь убедительно, а в 23:45 вся суета заканчивается, ничего уже не летает, всё убрано из кадра или удерживается в руках, картинка снова становится статичной.

            Похожий эпизод есть с 25:46 по 26:11. Все так же усиленно суетятся и всё время то снимают, то надевают шлемофоны, предметы парят в кадре. Такое впечатление, что суета возникает именно в те моменты, когда появляется невесомость. Хотелось бы услышать Ваше мнение!». Дмитрий Горюнов, 30 июля 2015 г.

 

            Итак, по наблюдениям читателя невесомость в телерепортаже появляется как бы урывками и на очень короткое время. Однако на орбите невесомость постоянна. А вот на Земле такие места есть! Это, так называемые самолёты «нулевой гравитации» (коротко – самолёты НГ). В них при полёте по особой траектории можно на короткое время достичь почти полной невесомости [4, 5]. Подробно об этом самолёте рассказано в работе автора [6], здесь же даётся краткая справка о таком самолёте.

 

 

2. Самолёт «нулевой гравитации»

 

 

В учебниках физики за 7 и 8 класс написано: «вес – это сила, с которой действует на наше тело опора или подвес». А что будет, если наше тело свободно падает вместе с тем, что было опорой или подвесом? Когда опора не давит на наше тело, а подвес не оттягивает руки, и от этого во всём теле возникает ощущение необыкновенной лёгкости? Нет опоры, нет подвеса –

тогда и веса нет! И это будет как раз то, что называется невесомостью (илл.1).

 

комби 

Илл.1. Мгновения земной невесомости (из Интернета)

 

Некоторые люди думают, что на орбите не действует притяжение Земли. Это не так! Орбиты космических кораблей проходят на высоте 200 – 400 км, а земное притяжение держит «на привязи» и в тысячу раз более далёкую Луну.

 

Невесомость внутри космических кораблей и станций возникает потому, что они всё время свободно падают к центру Земли. Но упасть им мешает огромная скорость их полёта (8 км/с), направленная по касательной к поверхности Земли. Из-за кривизны земного шара поверхность планеты как бы всё время уходит из-под летящего над ней космического объекта. Результатом сложения этих двух движений (падения к центру и движения по касательной) и является круговая орбита. И пока космический объект находится на орбите, внутри него будет царить постоянная и полная невесомость.

 

 

Невесомость и свободное падение неотделимыСколько длится свободное падение, столько будет длиться и невесомость. На Земле – это мгновения, на орбите – вечность (по человеческим меркам).

Будет падение не полностью свободным (например, из-за сопротивления воздуха) – будет и невесомость не полной.

 

В самом начале эры пилотируемых космических полётов встала задача дать будущим космонавтам хотя бы какое-то практическое представление о невесомости. Тогда были созданы специальные самолёты, которые в наши дни в широкой аудитории часто называют самолётами «нулевой гравитации» (ниже кратко – «самолёты НГ»).  На илл.2 показан советский самолёт-лаборатория Ту-104АК (НГ), использование которого началось за полгода до полёта Ю. Гагарина. 

 

1  tu104ak-3 2  космонавт две схемы

Илл.2. Советский самолёт-лаборатория Ту-104АК, тренировка космонавта в его салоне и схема «горки невесомости».

http://www.airwar.ru/image/idop/other/tu104ak/tu104ak-3.jpg         [1, 2]

 

Невесомость в самолётах НГ достигается за счёт контролируемого падения самого самолёта. Такой самолёт 95% от полутора часов времени своего полёта летит горизонтально на высоте 6000 метров. За один полет он выполняет 10 режимов кратковременной невесомости [1]. Для этого самолёт делает «горки», короткие по времени, но с большим перепадом высот и со своевременным выходом из падения. Каждая горка состоит из трех участков: А, Б и В

 

           А) Резкий набор высоты под углом 45 градусов. Здесь действуют перегрузки, соответствующие удвоенному земному весу.

           Б) Режим невесомости: «пилот почти полностью убирает тягу двигателей, и самолет продолжает полет по инерции. Тогда всё внутри самолета всё становится невесомым.

В) резкое снижение самолёта и переход в горизонтальный полет. Здесь снова действует удвоенный земной вес.

 

«Космическая немощь» США в области пилотируемых полётов побудила НАСА использовать кино- и фотосъёмки в самолёте НГ для фальсификации ряда пилотируемых космических полётов.

Однако, знание трёх признаков самолётной невесомости некоторых случаях помогает разоблачить подобные фальсификации НАСА. Вот эти признаки:

1) Невесомость в самолёте может быть только кратковременной, иначе падение самолёта закончится печально. Поэтому режим невесомости «Б» длится не более 30 секунд, при рабочем значении длительности – 20 секунд.

2) Резкая во времени смена режимов горки. В зоне А – Б человек переходит от ощущения удвоенного веса к ощущению невесомости, а в зоне Б - В, наоборот, на человека снова обрушивается его удвоенный вес. И всё это происходит всего за 4 секунды.

 

а ну ложись комби

Илл.3.  Два кадра из клипа [8], относящиеся к переходу «Б – В» (от невесомости к удвоенному весу)

 

Поэтому в салоне самолёта и перед наступлением невесомости, и перед её окончанием зажигается предупреждающее световое табло, включается звуковое оповещение, инструкторы отдают соответствующие устные распоряжения. Все люди в салоне немедленно садятся или ложатся на мягкие маты.

3) Свободному падению самолёта заметно мешает сопротивление воздуха. Поэтому в салоне самолёта достигается не полная, а почти невесомость. Во время режима невесомости вес людей и предметов в салоне самолёта уменьшается в 50 раз.

Кто на Земле весил 80 кГ, тот будет весить чуть больше 1,5 кГ. Крутиться и вертеться в воздухе и даже летать по салону самолётная невесомость вполне позволяет до 1 секунды без заметного снижения.

            Но в самолёте НГ не удастся подвесить предметы в воздухе неподвижно. На 2-й секунде их падение становится заметно, а на 3-й – 4-й они упадут на пол. Тогда как на орбите, то есть, в настоящей невесомости, предметы, аккуратно подвешенные в воздухе, могут парить минутами, пока не пристанут к полу, потолку или стенкам.

            Чтобы увидеть разительной отличие настоящей и полной невесомости от короткой имитации невесомости в самолёте НГ посмотрите здесь клипы «Будни на МКС» и «Нулевая гравитация в России» [7, 8].

Примечание. Пусть не смущает то обстоятельство, что при длительности одного режима самолётной невесомости в клипе [8] общая длительность всех сцен невесомости составляет около двух минут. Киносъёмку вели сразу несколько кинооператоров. Это видно по клипу, где разные кинооператоры во время своей съёмки время от времени попадают в поле зрения кинокамер коллег. Так что клип смонтирован из многих отдельных эпизодов.

 

 

 

 

 

Клип «Будни на МКС» [7]

https://youtu.be/n11M9H__I18     или    https://manonmoon.ru/addon/mks_budni.mp4

Клип «Нулевая гравитация в России. Лучшие моменты» [8]

https://youtu.be/d5OlOVYHQtY или https://manonmoon.ru/addon/zero_gravity.mp4   или   https://manonmoon.ru/addon/kino/zerogravity_timecode.mp4

 

Долгое время сам факт существования самолёта НГ был секретным, и об особенностях самолётной невесомости знали единицы. Но сегодня о самолётной невесомости мы знаем достаточно, чтобы это знание помогло снять завесу обмана, накинутую на так называемый «совместный полёт «Союз – Аполлон».

 

 

3. Технические возможности для съёмок в условиях «самолётной невесомости» у съёмочной группы ЭПАС были!

 

Вспомним о группе американских специалистов, которые «в июне 1974 года побывали в ЦПК имени Ю.А. Гагарина» и отрепетировали «все намеченные варианты полетных съёмок» (глава 2.4).

Классический кинематограф прошлого века обладал богатым арсеналом специальных приёмов, позволяющих имитировать невесомость в обычной киностудии. Но эти приёмы, как правило, сосредотачивались на одном предмете. Чаще всего это был «парящий в невесомости» человек. А если нужно продемонстрировать невесомость сразу для нескольких предметов? Это как раз было необходимо при подготовке репортажей о совместной встрече. Те же камера Кубасова и его «фолиант», шлемофоны Леонова и Стаффорда? Такую задачу решить только методами кино уже трудно.

И вот здесь на помощь кино – и телеоператорам, заготовлявшим в июле 1974 году репортажи с «орбиты», вполне мог прийти самолёт НГ Ту-104АК, приписанный как раз к ЦПК, куда и прибыли американцы.

Применяя рассмотренные три признака «самолётной невесомости», можно браться за анализ тех эпизодов, на которые обратил внимание Д. Горюнов. Цитаты из его письма будут нам помогать в этой работе.

 

4.  Следите за руками Леонова и Стаффорда и за их шлемофонами!

Д. Горюнов: «В 23:00 статичная картина «взрывается» чередой суетливых действий… Стаффорд снимает с головы и «подвешивает» шлемофон, похожее действие делает Леонов… в 23:45 вся суета заканчивается».

 

 

Несколько стоп-кадров, приведённых на илл.4, иллюстрируют цитированные слова Д. Горюнова.

 

илл

Илл.4. Следите за руками и шлемофонами А. Леонова (1) и Т. Стаффорда (2), а также за их глазами

Стоп-кадры из телефильма «Союз» и «Аполлон». Рукопожатие в космосе», созданного по архивам центрального ТВ. http://manonmoon.ru/addon/epas1975.mp4    [3]

 

 

Следите за руками и шлемофонами Леонова (1) и Стаффорда (2). Оба «партнёра» якобы сняты 17 июля 1975 года во время якобы совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон». Вот краткие пояснения к этим кадрам:

(21:05).  Пока всё спокойно, но до «взрыва» суеты осталось всего две минуты;

(23:06). Взрыв суеты произошёл. Теперь счёт пойдёт на секунды. Правые руки и Леонова, и Стаффорда, как по команде, взметнулись вверх и снимают шлемофоны, чтобы те немного поплавали в воздухе. Уже только эта синхронная готовность показывает, что невесомость, которую ожидали участники спектакля, была кратковременной. Надо успеть!

(23:20). Стаффорд уже снял шлемофон, а Леонов ещё только снимает свой;

(23:24). Прошло всего четыре секунды, а Стаффорд уже надевает шлемофон, Леонов отстаёт от лидера в соревновании «сними и надень шлемофон»: свой шлемофон он только что снял.

(23:25). Прошла ещё секунда. Стаффорд уже надел шлемофон, тогда как Леонов только подносит свой шлемофон к голове. Сейчас он его тоже наденет.

Этот момент (а не 23;45) автор и считает моментом скорого окончания временной невесомости. Будь ей положено длиться дольше, не стал бы Леонов надевать свой шлемофон, едва его сняв.

 

Итого, на снимание/надевание шлемофонов затрачено 19 секунд. За это время астронавты/космонавты (а, по сути дела, актёры) должны были успеть продемонстрировать зрителям невесомость и тем убедить их, что телерепортаж идёт с орбиты. В этой спешке проявила себя кратковременность режима самолётной невесомости.

В конце режима невесомости она резко «выключится». Астронавты/космонавты в своих упражнениях со шлемофонами не имели права пересечь эту временную границу. Травмы им, конечно не грозили, поскольку они сидели. Но зрители увидели бы, что только что невесомые шлемофоны вдруг ринулись вниз под воздействием своего двойного земного веса.

Может быть, именно поэтому в момент 23:25 у Стаффорда, только что надевшего шлемофон, глаза вытаращены, и он смотрит куда-то вбок и вверх по направлению белой стрелки. Глаза Леонова неразличимы из-за нерезкости изображения, но по положению его головы ясно, что и он смотрит туда же, куда и Стаффорд.

Куда же они так дружно смотрят? Уж не на табло ли с сигналом «Окончание невесомости через … секунд!»? На орбите такие табло не применяются за полной ненадобностью.

 

5. Как космонавт В. Кубасов пытался подвесить камеру в воздухе

 

В то самое время, когда Стаффорд и Леонов были озабочены снятием и одеванием своих шлемофонов, Кубасов пытался продемонстрировать невесомость тем, что «подвешивал камеру» в воздухе (илл.5).

 

 илл

Илл.5. В. Кубасов пытается заставить парить камеру, а она не слушается и падает под действием своего остаточного веса

http://manonmoon.ru/addon/epas1975.mp4    [9]

 

 

Проследим за действиями Кубасова и за ответным «поведением» камеры:

(23:05) Кубасов лёгким движением пальца снизу подталкивает камеру вверх. Видно, что она необычно легка для предмета, имеющего массу в несколько килограммов. Камера медленно поднимается.

(23:06) приподнявшись до уровня подбородка Кубасова, камера останавливается. Какая же сила затормозила её движение, а затем остановила? Конечно же вес!

(23:12) прекратив подъём, камера тут же начинает движение вниз и возвращается в прежнее положение. И опять – так действует только вес!

(23:15) Кубасов ещё раз лёгким движением пальца снизу подталкивает камеру вверх.

Это повторяется несколько раз: «щелчок снизу – подъём – остановка в воздухе – медленное падение – возвращение в исходное положение – щелчок снизу…».

 

 

Вам это ничего не напоминает? Ведь именно так движется любой предмет, который мы на Земле бросаем вверх. Только на Земле этот процесс происходит быстро и со значительно бóльшим усилием с нашей стороны. Щелчком пальца тут не обойдёшься. Следовательно, там, где находится Кубасов, предметы тоже имеют вес, но он во много раз меньше, чем на Земле. Это проявляет себя остаточный вес в 1/50 от исходного земного.

 

6.  «Невесомость – то есть, то нет» - подтвердила книга, лежащая перед Кубасовым

Д. Горюнов: «в 23:00 Кубасов «подвешивает» камеру, отпуская при этом «фолиант», который держит в руках. И «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой».

 

НЕВЕСОМОСТЬ ЕСТЬ!

 

Сначала ещё раз взглянем на илл.6. На коленях у Кубасова (или на маленьком столике, этого не различишь) лежит книга («фолиант» по Д. Горюнову). Как только наступает невесомость, так она сразу начинает распухать.

 

илл

Илл.6. Слева: стоп-кадры из клипа «В самолёте НГ». 23:05 – 23:12, «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой»;

Справа: от статического электричества в невесомости сухие и чистые женские волосы топорщатся и в самолёте НГ, и на МКС

https://www.fashiontrendsetter.com/v2/wp-content/uploads/2017/08/Stav-Strashko-ZERO-GRAVITY-Reiko-Wakai-10.jpg

https://i.playground.ru/p/Z37Rk1iRvNg3pmXlMtm9Ag.jpeg

 

На первых трёх кадрах илл.6 мы видим это распухание книги в увеличенном масштабе. «Виновато» в этом статическое электричество. То самое, которое потрескивает на Вашей расчёске, если волосы помыты и высушены. Электрические заряды, которые от расчёски перешли на Ваши волосы, расталкиваются, и волосы при расчёсывании немного «вспухают». Но на Земле это явление не очень заметно: слабые электрические силы не могут преодолеть вес волос.

            Зато в невесомости сухие волосы на голове вспухают уже безо всяких кавычек. В отсутствии веса ничто не мешает волоскам отталкиваться друг от друга. Особенно это заметно, если волосы длинные, как, например, у женщин. Об этом наглядно свидетельствуют две фотографии, приведённые на илл.6.

            То же самое происходит и со страницами книги. Электростатические силы расталкивают страницы, но на Земле распухнуть книге мешает вес страниц, прижимающий их друг к другу. Зато в невесомости (и в самолётной, и на орбите) книжка распухает.

            В общем, всё ясно и ничего удивительного. Удивление приходит, когда мы дочитаем до конца предложение из письма читателя и посмотрим соответствующую иллюстрацию илл.7.

 

НЕВЕСОМОСТИ НЕТ!

 

Д. Горюнов (продолжение): «…Чего мы не наблюдаем, например, в 18:03, когда он же удерживает рукой только половину «фолианта», вторая же спокойно свисает вниз».

 

На илл.7 показаны несколько стоп-кадров. На них автор проследил за поведением «фолианта» от момента 17:58 до момента 18:00 + 0,5 с. Действительно, «вторая половина «фолианта» спокойно свисает вниз». Теперь книга «говорит», что невесомости нет! То она есть, а то её нет. На орбите такого не может быть!

 

 

книжка 18-00 - копия

Илл.7. Книга не «распухает»

 

 

В общем, становится окончательно ясно, что репортаж шёл не с орбиты. Что сцены невесомости, представленные в документальном фильме [3], сняты в самолёте НГ. А остальные (без признаков невесомости) – может быть сняты в том же самолёте при полёте вне горок невесомости, а может быть и просто на земле (с малой буквы).

Поэтому нет ничего странного в том, что более 90% времени всего репортажа с «орбиты» астронавты и космонавты сидят, еле шевелясь, лишь бы не выдать то, что невесомости вокруг них нет. На этом наш разбор подделок ЭПАС на тему якобы совместного пребывания якобы на орбите заканчивается. Пора переходить к финальной стадии «совместного» полёта.

 

 

Ссылки к главе 2.11:

 

1. Письмо читателя  http://www.manonmoon.ru/articles/l1.htm

2. 2012 г. Попов А.И. «Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?»  https://www.manonmoon.ru/articles/st55.htm

3. Отечественный телефильм об ЭПАС. «Союз» и «Аполлон». Рукопожатие в космосе», созданный по телевизионным архивам центрального ТВ  и выложенный 24 мая 2014 года. http://manonmoon.ru/addon/epas1975.mp4  

4. Идет набор в группу на полет в невесомости! https://starcity-tours.ru/blog/idet-nabor-v-gruppu-na-polet-v-nevesomosti/

Полеты в невесомости. https://starcity-tours.ru/zerogravity/

5. Уникальный самолёт, на котором в России готовят космонавтов, а американцы снимают клипы в невесомости

https://zen.yandex.ru/media/krymnevash/unikalnyi-samolet-na-kotorom-v-rossii-gotoviat-kosmonavtov-a-amerikancy-snimaiut-klipy-v-nevesomosti-5e9d61373fdcda291b796f17?utm_source=serp

6. Попов А.И. Самолёт нулевой гравитации.   https://manonmoon.ru/articles/st1050.html

7. Невесомость на МКС. Клип «Будни на МКС». https://youtu.be/n11M9H__I18 

или   https://manonmoon.ru/addon/mks_budni.mp4

8. Клип «Нулевая гравитация в России. Лучшие моменты».

https://youtu.be/d5OlOVYHQtY или https://manonmoon.ru/addon/zero_gravity.mp4   или   https://manonmoon.ru/addon/kino/zerogravity_timecode.mp4

 

 

 

Последняя редакция 18.01.2021

Ранняя редакция 18.8.2012