Как сфотографировать коричневый цвет Луны?

 

Если некоторые читатели смогут сами убедиться в коричневом цвете Луны, доверие к теме поддельной американской серой «Луны», конечно, возрастёт. В этом кратком сообщении автор изложил свои соображения о том, как правильно фотографировать Луну, чтобы был виден её коричневый цвет. Наверняка читателям будет, что добавить к этому сообщению. Так что, пусть эта короткая публикация явится как бы приглашением сообща выработать рекомендации о том, как сфотографировать коричневый цвет Луны?

 

Посмотрите три фотографии Луны, снятые с Земли (илл.1). Луна на них коричневого цвета, нюансы касаются только его оттенков и вполне могут быть объяснены небольшими различиями в установке баланса «на белое». Обратите внимание на то, что все три фотографии коричневой Луны сделаны через длиннофокусный объектив.

 

 илл 

Илл.1. Три фотографии коричневой Луны, снятые с Земли через длиннофокусный объектив:

а) 23.5. 2005 г. Canon EOS-20D, диафрагма F/5,6, ISO 400, F = 285 мм (Fэкв = 456мм), экспозиция – автоматическая (А. Соловьян)

б) 10.8.2014. NIKON COOLPIX P510, Fэкв = 1000 мм (А. Кудрявец), http://andrew-vk.narod.ru/public/Moon_color/Moon-color.html
в) 9.9.2019 г. (И. Корсаков) https://youtu.be/sqP_6mCqQgk и https://gallery.ykt.ru/galleries/fotovideo/2012/08/1103162_0.jpg

 

По мнению автора, обнаружению коричневого цвета Луны в первую очередь мешает её большая относительная яркость на вечернем и, тем более, на ночном небе. Это приводит к пересвечиванию (к насыщению) тех светочувствительных элементов фотоматрицы (пикселей), которые расположены в области изображения Луны, и их цветовая функция перестаёт работать. (То же самое происходит в аналогичной ситуации и с нашими глазами, и с чувствительными зёрнами классической фотоплёнки). Эти рассуждения подтверждает интересный видеоэпизод, снятый И. Корсаковым. Корсаков снял клип на совершенно иную тему (о ходе строительства Крымского моста), но в нём, как бы по ходу, снят красивый эпизод с «участием» вечерней Луны. Здесь представлена вырезка этого короткого эпизода.

 

Фрагмент с эпизодом «Коричневая Луна» (длительность – 22 сек) https://manonmoon.ru/addon/kino/krym_bridge.mp4

Полный клип И. Корсакова «Крымский мост» (16,5 мин) смотри https://youtu.be/sqP_6mCqQgk

 

 

В этом эпизоде съёмка Луны производится видеокамерой с быстрым изменением зума. Сначала за 8 секунд фокусное расстояние значительно увеличивается, а затем после остановки на 6 секунд столь же быстро возвращается к исходному значению. Весь эпизод длится всего 22 секунды. За такое короткое время все условия съёмки, включая ясность и освещённость неба и условия прохождения света Луны через атмосферу, неизменны. Меняется только фокусное расстояние F.

 

Корсаков не сообщает минимальное и максимальное значения F. Но по 35 - кратному увеличению линейного размера изображения Луны от кадра 1:00 до кадра 1:08 легко понять, что величина F меняется во столько же раз. При просмотре клипа хорошо видно, что цвет изображения Луны с увеличением F меняется от белого до коричневого, а с уменьшением F – наоборот. На илл.2 показаны начальный и конечный кадры из первой половины этого цикла (0 – 8 сек).

 

комби — копия

  Илл.2.  Стоп-кадры: видеосъёмка Луны с быстрым увеличением фокусного расстояние объектива (И. Корсаков).

Время (мин:сек). указано по таймеру клипа https://youtu.be/sqP_6mCqQgk

 

 

Сначала, камера показала обычный кадр с широким охватом неба и с небольшой, но очень яркой белой Луной (илл.2а). Для удобства дальнейшего анализа на илл.2а в правом верхнем углу показано то же самое изображение белой Луны, но увеличенное в 5 раз. Затем фокусное расстояние стало быстро расти. При этом Луна увеличивалась в кадре и коричневела. На максимуме зума (илл.2б) Луна стала отчетливо коричневой с оранжевым оттенком.

Диаметр диска Луны на илл.2б в 7 раз больше диаметра пятикратно увеличенного белого диска, то есть, диаметр коричневой Луны в 7х5 раз или в 35 раз больше диаметра изображения яркой белой Луны, видимой на илл.2а. Площадь же изображения диска Луны при переходе от илл.2а к илл.2б увеличилась в (35)2 ≈ 1200 раз.

Величина потока световой энергии, попадающего в объектив от Луны, зависит только от его диаметра. Поскольку он у каждой конкретной камеры фиксирован, то поток световой энергии, попадающий от Луны в объектив, одинаков для сравниваемых фотографий илл.2а и илл.2б. А раз он не меняется, то увеличение площади изображения Луны в 1200 раз от илл.2а к илл.2б приводит к такому снижению энергии светового потока, приходящегося на единицу этой площади.

Поэтому на илл.2б засвечивание (насыщение) пикселей фотоматрицы в области изображения Луны исчезает, а их цветовая функция работает и показывает коричневый цвет Луны.

 

Вывод: для съёмки коричневой Луны надо применять длиннофокусные объективы (они же – объективы с малым углом обзора)

 

Рассмотренный эпизод объясняет тот факт, почему для получения изображения коричневой Луны надо применять длиннофокусные объективы. В данном случае правильнее их было бы назвать объективами с малым углом обзора. Угловой диаметр Луны на нашем небе составляет полградуса. Объектив с таким или немного бóльшим углом зрения позволяет захватить в кадр только Луну и распределить её изображение по всему светочувствительному полю. При этом световая энергия, приходящая на один пиксель, резко снижается, что обеспечивает нормальный режим работы матрицы и не нарушает её цветопередачу.

Фотографирование через длиннофокусный объектив имеет и ещё одно преимущество, неотделимое от первого. Поскольку Луна в этом случае занимает всё или почти всё поле изображения, то это поле изображения становится более однородным по освещённости, а это облегчает подбор правильной экспозиции, как при ручном режиме управления, так и при автоматическом.

 

Фотографирование через телескоп имеет свои особенности. Будем говорить о любительских телескопах. Фокусное расстояние таких телескопов составляет около 1 метра, и при использовании обычно применяемых окуляров, Луна занимает, как правило, всё поле зрения, а иногда даже не помещается в нём. Казалось бы, всё хорошо. Но здесь сказывается ещё и большая апертура входного отверстия телескопа (10 – 15 см). Через неё в телескоп от Луны попадает слишком много света. Поэтому на входное отверстие телескопа следует одеть крышку с отверстием в 2-3 см. Это уменьшит яркость изображения в несколько десятков раз и позволит вывести цветовые рецепторы из режима насыщения.

 

ххх

 

P.S. Автор очень ценит информацию, которую ему сообщают читатели и коллеги.

Вот два отклика от читателей, опубликованные ещё в январе 2015 г. на сайте http://selena-luna.ru/ :

«Седой Д. говорит: 20 Январь 2015 в 11:13 . «Сам фотографировал Луну через телескоп 150 крат, и снимки вышли серыми. Но как оказалось, это из - за того, что баланс белого на фотоаппарате был выставлен автоматический. Когда выставил баланс белого вручную по белому листу бумаги, и повторил съёмку, то Луна сразу приобрела коричневый оттенок. Так что, прежде чем делать снимки Луны, необходимо это учесть».

«Антон Киреев говорит: 20 Январь 2015 в 16:20 «Я тоже фотографировал зеркалкой Nikon D-810 суперлуние. Луна коричневая».

 

А вот два письма, которые прислали автору его коллеги:

Ю. Соломонов. 5-10-2021:

«Луна столь яркая, что визуально мы её цвет не можем увидеть в телескоп, она там фактически белая с разными оттенками».

А. Кудрявец. 3-10-2021:

«По поводу фотографирования Луны. В фотоаппарате необходимо прежде всего выставить баланс белого в положение «солнце», что как раз-таки отвечает условиям съёмки (именно Солнце освещает Луну). Экспозицию лучше выставить вручную, поскольку в автоматическом режиме фотоаппарат, как правило, ошибается. И ещё: чтобы снизить влияние атмосферы, лучше всего снимать поздней осенью и зимой. Удачи!»

Фотовлад (ник) 6-10-2021:

«Ещё следует обратить внимание на то, что фотографирование Луны короткофокусным объективом с поверхности Земли часто даёт серый цвет. А вот длиннофокусным, особенно через телескоп, уже коричневый. Предлагаю свои материалы на эту тему:

https://photo-vlad.livejournal.com/194526.html 

https://photo-vlad.livejournal.com/141272.html

 

 Благодарности

Автор выражает глубокую признательность А. Бурганову, Л. Коновалову, Д. Кропотову, А. Кудрявцу, В. Насеннику, Ю. Соломонову и «Фотовладу» за помощь в работе над этой статьёй.

Доктор физ/мат наук Попов А.И. Декабрь 2019/сентябрь - октябрь 2021.