«Сатурн-5» не мог вывести «Аполлон»

даже на низкую околоземную орбиту

 

Аннотация

 

Эта статья является развитием ранее опубликованных статей автора на эту тему: 2011 – 2017 гг., [1, 2, 3]. Автор тщательно анализировал замечания и вопросы читателей по опубликованным вариантам. Представляемый новый вариант учитывает эти вопросы. Кроме того, впервые в статье введён новый раздел, в котором на основе школьных формул для потенциальной и кинетической энергий проведён простой расчёт, который позволил установить, что мощность реальной ракеты «Сатурн-5/Аполлон-11» была в 7,5 раз меньше мощности широко разрекламированной, но так и не реализованной американской лунной ракеты. На этом основании сделан вывод что реальная ракета не могла выйти даже на низкую околоземную орбиту, и поэтому конечная точка её полёта находилась в водах Атлантики.

 

1. 16 июля 1969 года – самый знаменитый старт программы «Аполлон»

 

16 июля 1969 года с космодрома им. Кеннеди на мысе Канаверал (штат Флорида) стартовал «Аполлон-11» (илл.1). Ему, как объявило НАСА, предстояло высадить первых людей на Луне. Около 3500 американских и зарубежных корреспондентов освещали этот старт. Десятки тысяч зрителей, выстроившись длинными рядами у кордонов полиции, любовались стартом 100-метровой громадины.

 

Илл.1. 16 июля 1969 года, стартует «Сатурн-5/Аполлон-11»:

а) Ракета на стартовом комплексе; б) корреспонденты и зрители наблюдают за стартом ракеты; в) вид с наблюдательной башни космодрома;  

  http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/ap11-KSC-69PC-443.jpg      http://www.manonmoon.ru/addon/life/life.html     http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/ap11-KSC-69PC-387.jpg

 

 

На илл.2а представлена схема НАСА для полёта «Аполлона-11» на Луну. «88 шагов к Луне и обратно» – такое название дал ей специальный выпуск журнала «Look» за август 1969 года [4].

 

Илл.2. Общая официальная схема НАСА полёта «Аполлона-11» на Луну и его возвращения [4]

 

По этой схеме ракета-носитель «Сатурн-5» сначала должна была вывести корабль «Аполлон-11» на низкую околоземную орбиту (НОО) с высотой около 200 км (илл.2б). С этой орбиты через несколько часов корабль якобы стартовал к Луне. Ниже, однако показано, что «Сатурн-5/Аполлон-11» не мог выйти на НОО. На илл.2б автор подчеркнул это обстоятельство красной линией с надписью «СТОП».

Для обоснования столь важного утверждения познакомимся сначала с официальной траекторией полёта «Сатурна-5/Аполлона-11» (ниже часто применяется сокращение «С5/А-11»).

 

 

2. Официальная траектория полёта «Аполлона-11»

(высота и скорость полёта в зависимости от его времени)

 

 

6 октября 1969 года, то есть через три месяца после миссии «Аполлона-11» подрядчик НАСА – отдел систем запуска компании BOEING опубликовал подробный отчёт о траектории полёта ракеты С-5/А-11 [5]. Название отчёта: «Аполло/Сатурн-5. Послеполётная траектория AS-506». «AS-506» – это кодовое обозначение НАСА для миссии «Аполлона-11». Титульный лист отчёта показан на илл.3а.

 

          Илл.3. а) сжатая (путём вертикального переноса строк) копия титульного листа отчёта [5] компании BOEING;

б) фрагмент таблицы B-I из отчёта;

 

 

Представленная в отчёте траектория названа «послеполётной», то есть, составленной по результатам полёта. Не случайна и указанная на титульном листе дата составления отчёта – 6 октября 1969 года, тогда как миссия А-11 завершилась в конце июля. Так что, название «послеполётная» траектория» как бы говорит, что в отчёте якобы отражена реальная траектория ракеты С5/А-11. На самом деле, как показано ниже, к реальному полёту С5/А-11 траектория BOEING не имеет отношения. Поэтому мы будем называть её ниже официальной траекторией. Это вполне уместно, поскольку свою работу над траекторией фирма BOEING выполняла по контракту с НАСА (NAS8 - 5608).

На самом деле, от всего отчёта [5] так и веет духом чисто расчётной теоретической работы, не связанной с обработкой каких-то наблюдательных данных. Достаточно обратить внимание на недостижимо высокую точность числовых значений различных физических величин. Например, в таблице B-I (илл.3б) значения высоты полёта указаны с погрешностью в одну двадцатитысячную (0,005%). Только совершенно оторванный от практики вычислитель может записать такой результат.  Измерить высоту полёта с такой точностью невозможно. Впрочем, вычислителей это не касается. Их дело – рассчитать траекторию, по которой должна лететь настоящая лунная ракета. Что они и сделали.

 

На илл.4 показан участок официальной траектории от момента старта и примерно до 125-й секунды полёта.

 

  

Илл.4. Отрезок официальной траектории ракеты С5/А-11 от момента старта и примерно 125-ой секунды полёта (из Fig 3-2, [5]);

 

 

Завершая краткое описание официальной траектории полёта С5/А-11, акцентируем внимание на те данные, которые ниже сравниваются с результатами наших измерений, а именно на то, что:

Согласно официальному отчёту, на 106-й секунде полёта ракета С5/А11 находится на высоте 24,5 км и летит со скоростью 882 м/с (см. илл.3б и илл.4б). Надо сказать, что до 106-й секунды полётного времени первая ступень С-5 (самая тяжёлая и самая мощная в составе ракеты) расходует около 66% своего топлива, поскольку общее время её работы – 162 секунды [5]. Так что отрезок 0 – 106с – это отнюдь не малозначительная часть полёта.

Фрагменты отчёта илл.3б и илл.4 выбраны нами потому, что мы сможем САМИ определить высоту полёта ракеты в момент 106с, а также измерить скорость ракеты на отрезке 107с – 109с. В этой проверке нам помогут те тонкие облака, которые видны в день старта на почти ясном небе над космодромом (илл.1) и уникальный любительский видеоклип первых трёх минут полёта ракеты. Займёмся сначала облаками.

 

 

3. В день старта «Аполлона-11» верхний слой облачности над космодромом находился на высоте 7,8 км

 

На илл.5а показан вид из иллюминатора пассажирского реактивного лайнера: под крылом самолёта ровным слоем тянутся облака, а выше них – только чистое голубое небо. По бортовому радио объявляют: «наш полёт проходит на высоте…». Обычно называется высота 10 км, поскольку это идеальная рабочая высота для полёта крупного пассажирского реактивного лайнера [6]. Верхний слой облачности «на глазок» лежит на 1 – 2 километра ниже самолёта. Когда нам потребуется, мы воспользуемся точными данными о высоте облачности над космодромом в день 16 июля, а сейчас автор хотел наглядно показать то, что верхняя граница облачности лежит на высоте примерно 8-9 км.

 

На илл.5б военный самолёт (это американский бомбардировщик В-52 – носитель ракетоплана Х-15) забрался уже на высоту 15 км [7]. Небо стало чёрным (или почти чёрным), а на горизонте видна полоска голубого света. Это всё, что остаётся от высокого голубого неба, если подняться всего на 5 км выше той высоты, на которой летают пассажирские лайнеры. (Не такое уж оно и высокое – наше голубое небо).

 

В-52 совершает полёт, можно сказать, по нижней кромке стратосферы, а нам интересно заглянуть на высоту примерно 25 км. Ведь именно там, согласно официальному отчёту, ракета С5/А-11 летит на 106-й секунде. У нас нет фото для такой высоты, но есть вид со стратостата [8], находящегося на высоте 36 км (илл.5в). Сопоставляя снимки илл.5б и илл.5в, легко представить, что и на высоте 25 км простирается чёрное, почти космического вида небо, а вся облачность остаётся далеко-далеко внизу.

 

Илл.5.  а) облака под крылом пассажирского самолёта, летящего на рабочей высоте 10 км;

б) облака под крылом бомбардировщика В-52, летящего на высоте 15 км с ракетопланом Х-15 на подвеске;

в) стратостат на высоте 36 км.

http://www.m-sokolov.ru/wordpress/wp-content/uploads/2015/01/DSCN8400-1024x683.jpg

https://naked-science.ru/sites/default/files/images/njabsrysglbqbopzgi8c_0.jpg

https://cdn.luxatic.com/wp-content/uploads/2014/07/Bloon-Edge-of-Space-Journey-1.jpg

 

 

          А на какой высоте располагался верхний слой облачности в день старта «Аполлона-11»? Этот день, как видно по всем трём фотографиям, представленным на илл.1, выдался ясным. На разной высоте плавали лёгкие облачка, которые ничуть не портили общее радостное настроение. В источнике НАСА [9] приведены данные об облачности над космодромом за 4 с лишним года по датам стартов всех «Аполлонов» (№№ 7 - 17). Эти данные подробно рассмотрены в Дополнении №1, и по ним автор составил таблицу 1 с краткой характеристикой облачности в день старта «Аполлона-11». Из таблицы видно, что в этот день верхний слой облачности над космодромом находился на высоте 7,8 км.

 

№ яруса облачности

Тип облачности

Площадь покрытия неба

Высота

1

кучевые

10%

0,7 км

2

высоко - кучевые

20%

4,5 км

3

перисто – слоистые

(Cirrostratus)

90%

7,8 км

Табл.1. Высоты трёх ярусов облачности в день старта «Аполлона-11». Составлена автором по данным НАСА [9]

 

Примечание: могут ли облака указанного типа в принципе находиться выше или ниже отметки 7,8 км? Почти, наверняка – да, если иметь в виду любое место Земли. Но, (автор обращает на это особое внимание), что по теме данной статьи нас интересует только одно место на Земле: космодром им. Кеннеди. И что за основу для составления таблицы 1 использован источник НАСА, сообщающий сведения по облачности именно над этим космодромом, причём не в какой-то один день, а за 4,5 года в дни стартов всех 11 объявленных от имени НАСА «Аполлонов». Причём, самые высокие ярусы облачности, отмеченные над космодромом, находились на высоте НЕ ВЫШЕ 7,8 км. БОЛЕЕ ВЫСОКИХ ОБЛАКОВ (ни перистых, ни перисто-слоистых, ни каких – либо других типов) НАД КОСМОДРОМОМ В СВОДКЕ НАСА НЕ ОТМЕЧЕНО!

Всё это отражено в Дополнении №1.

 

 

4. Уникальный видеоклип Фила Полейша: без разрывов и склеек

от момента старта «Аполлона - 11» и до 173-й секунды

 

 

Подавляющее большинство видеозаписей, представленных в Интернете, а том числе и те, которые называются официальными клипами НАСА, показывают старт и полёт «Аполлонов» отдельными фрагментами, разделёнными во времени. И, по-видимому, такая «кусочность» не случайна, потому что она не даёт возможности установить, летит ли ракета в соответствии с официальным графиком или нет? Тем ценнее то, что коллега А. Кудрявец обратил внимание на интересный любительский видеоклип [10].

«Это видео замечательно тем, - писал А. Кудрявец, что с момента отрыва от стартового стола и до отделения первой ступени в нём нет разрывов и склеек, поэтому есть возможность проследить начальный участок полёта ракеты».

 

Илл.6. Слева направо:

Фил Полейша (примерно 2010 г. [10]) и кинокамера, которой он снимал 16 июля 1969 года;

Клип ФП лучше смотреть с секундомером, чтобы самому засечь момент, когда ракета делает дырку в облаках.

Ракета летит на Луну? - любительское видео старта Аполлон-11

 

Клип (первоначально отснятый, как кинофильм) снят участником программы «Аполлон» Филипом Фрэнком Полейша (далее, кратко – Фил или ФП). Коллега А. Булатов перевёл аудио-комментарий Фила к его собственному клипу [10] (даётся в сокращении):

 

«В июле 1969г. меня выбрали для поездки наблюдать запуск «Аполлона-11». Это наша первая попытка высадить людей на Луне. И мы потратились на новые камеры Супер-8.

– Это я со своим другом Джо Банкером. Джо - менеджер ALSEP - оборудования, которое мы оставили на Луне. Нас обоих выбрали вместе.

– Джо и я смогли подобраться примерно на одну милю к месту запуска. Этот ракурс даёт интересную перспективу, которую вы не увидите на телевизоре.

– Зажигание и подъем. «Аполлон-11», первые люди, высадившиеся на Луне. Нил Армстронг и Базз Олдрин — два астронавта, которые действительно ступили на Луну. Пока они исследовали Луну, Майкл Коллинз в командном модуле вращался вокруг Луны, чтобы встретить их, когда они вернутся с Луны.

– Так что будем смотреть это замечательное зрелище».

 

Фил работал в IBM по контракту с НАСА, так что он сам был участником программы «Аполлон». В качестве поощрения за хорошую работу он был вознаграждён поездкой на старт «Аполлона-11», где и снял свой фильм. Из собственного аудио-комментария Фила совершенно очевидно, что он искренне верит в то, что он присутствует на старте первого полёта людей на Луну. Тем ценнее для нас его клип, потому что он снят человеком, нисколько не заинтересованным в компрометации НАСА.

Примечание: для того, чтобы делать количественные выводы из анализа клипа Фила, нужна уверенность в том, что он воспроизводит полёт ракеты без замедления или ускорения по отношению к реальному времени. Автор и его коллеги провели соответствующую работу. Она отражена в Дополнении №2, где показано, что клип ФП соответствует этому требованию. Здесь же, не отвлекаясь на вопросы верификации, мы продолжим изучение клипа.

 

На илл.7 представлены некоторые стоп-кадры из клипа ФП, которые позволяют как бы охватить весь снятый Филом участок полёта ракеты. Для экономии места представлены не полноформатные стоп-кадры, а только самые информативные фрагменты из них. Каждый кадр маркирован отметкой времени по таймеру клипа (например, 1:01.02 – часы, минуты, секунды после начала киносъёмки) и отметкой полётного времени (нижний ряд чисел 0с, 9с, 44 с и так далее).

 

Илл.7. Наиболее интересные кадры из клипа ФП

 

Расскажем кратко об этих кадрах.

Кадр 1:01.02. В этот момент произошло включение (зажигание) двигателей первой ступени, и под ракетой появились клубы пламени. Но ещё несколько секунд ракету удерживают на месте мощные захваты. Это необходимо для того, чтобы двигатели вошли в свой рабочий режим. (Точно также и водитель автомобиля, включив зажигание, прежде чем тронуться с места, даёт двигателю поработать хотя бы несколько секунд).

Кадр 1:01.05. Захваты отошли в стороны, и ракета начала свой подъём. Она плохо видна из-за слепящего света, исходящего от окутавшего её пламени. Но факт начала движения заметен тем, что вершина ракеты немного отклонилась от башни. Фил в этот момент произносит «Lift up – подъём». Поэтому момент 1:01.05 принят за ноль (начало) полётного времени. Ниже мы чаще используем именно полётное время, поскольку именно к нему привязаны различные события, происходящие в процессе полёта.

На 9-й секунде ракета поднимается на высоту башни. Это событие помечено оранжевой меткой, потому что оно будет использовано для верификации клипа на соответствие его таймера реальному ходу времени.

На 44-й секунде ракета продолжает подъём.

От 105-й до 107-й секунды полёта ракета проходит через 3-й и самый высокий ярус облачности. Это событие подробно рассмотрено в следующем разделе.

После пересечения этого яруса некоторое время полёт происходит без особых событий. Ракета удаляется, и через тонкую дымку облачности просвечивает пламя от работы её двигателей. Этот спокойный участок (по длительности чуть меньше одной минуты) иллюстрирует стоп-кадр на 138-й секунде.

А вот в момент 162с вокруг ракеты возникает мощное облако светящихся газов, в передней части которого виден какой-то почти что отделившийся фрагмент. Согласно официальной траектории полёта [5] в этот момент уже выключившаяся первая ступень отделяется от остальной части ракеты (см. илл.4а). Ну что ж, похоже на то, особенно если взглянуть на следующий стоп-кадр (173 с). Ракурс съёмки клипа, плёнка лишь частично прозрачной облачности и далёкая дистанция не позволяют определить, что мы видим – падающую первую ступень или продолжающую путь переднюю часть ракеты. Но нам важно лишь то, что это яркое событие происходит на 162-й секунде. Это обстоятельство тоже будет использовано для верификации клипа и поэтому оно тоже помечено оранжевой меткой.

Так что мы увидели на илл.7 практически все основные события, отражённые в нём. После кадра 173с ещё через секунду – две весь клип заканчивается.

 

 

5. Ракета проходит через облака

 

 

ОПРЕДЕЛЯЕМ РЕАЛЬНУЮ ВЫСОТУ ПОЛЁТА НА 106-Й СЕКУНДЕ – 7,8 КМ

 

Теперь изучим самый интересный отрезок клипа – тот, где ракета проходит через тонкий слой облачности 3-го яруса. Он представлен на илл.8 тремя стоп-кадрам, соответствующими полётному времени 105с, 106с и 107с, а также пояснительной схемой.

 

   

    Илл.8. Ракета проходит самый высокий 3-й ярус облачности

 

Описание кадров:

105 с: ракета приближается снизу к верхнему слою облачности, но пока трудно понять, где она: уже в облачном слое или ещё не вошла в него?

106 с: слева от ярко светящейся области факела ракеты появилась чёрточка тени. Это тень, которую корпус ракеты отбрасывает на облачный слой по направлению «сверху вниз». То есть, верхняя часть ракеты уже возвышается над облачным слоем. Сама ракета не видна за этим слоем.

107 с: ракета только что прошла через слой облачности. Газовая струя факела ракеты проделала в облачности дыру. Теперь тень от ракеты на облаках видна полностью. То, что она видна с Земли, и то, что она имеет правильную форму прямой чёрточки, говорит о том, что, верхний слой облаков одновременно и частично прозрачен, и достаточно ровен.

Для лучшего понимания этой картины справа нарисована примерная схема образования тени от ракеты на верхней поверхности облачного слоя.

 

Итак, на 105-й секунде ракета ещё не прошла через облака, а на 107-й – уже прошла. Следовательно, 106-ю секунду можно рассматривать, как момент прохождения верхнего яруса облачности. А поскольку высота этого яруса известна (табл.1), то мы можем сказать, что на 106-й секунде своего полёта ракета в действительности находится на высоте 7,8 км.

 

 

ОПРЕДЕЛЯЕМ РЕАЛЬНУЮ СКОРОСТЬ ПОЛЁТА НА ОТРЕЗКЕ 107,23 – 108,60 с: – 115 М/С

 

 

Мы можем определить скорость полёта ракеты по скорости пробегания её тени по облакам. Ведь движение тени – это спроецированное на облачный экран движение ракеты. Очевидно, что смещение тени ракеты на одну свою длину соответствует смещению тела ракеты на один свой корпус (илл.8). Длина же корпуса ракеты известна: это – 100 метров (илл.1), если не считать иглу САС (Системы Аварийного Спасения) на вершине ракеты, поскольку в составе тени игла не видна ни на одном из стоп-кадров. Это следствие того, что, хотя верхний слой облачности и ровен, но, однако, не настолько, чтобы на тени ракеты были видны такие тонкие детали, как игла.

          Тень видна всего пару секунд, после чего она исчезает за верхней кромкой кадра. Такое быстротекущее явление надо изучать по кадрам, следующим не через 1 секунду, как это мы только что сделали при определении высоты полёта (илл.8), а буквально кадр за кадром. В американском стандарте для видеозаписей (NTSC) на каждую секунду времени приходится 30 отдельных кадров, то есть каждый кадр сменяет предыдущий через 0,033 с.

          Современная компьютерная техника и соответствующие видео-редакторы позволяют осуществлять такой детальный покадровый анализ (что автор делал и ранее [1, 2, 3]), и, тем не менее, автор хотел бы особо поблагодарить кинооператора Л.В. Коновалова, который оказал ему существенную методическую компьютерную помощь в применении таких видео-редакторов.

 

На илл.9 представлена последовательность из четырёх стоп-кадров, полётное время которых указано с учётом сотых долей секунды. Между крайним левым и крайним правым кадром проходит промежуток времени в 1,37 с. Между смежными парами кадров временные интервалы распределены так: 0,5 с, 0,37с и 0,5 с.

 

Илл.9. К определению средней длины тени от ракеты. Время указано полётное.

 

          На илл.9 видно, что длина этой тени от ракеты lтени примерно одинакова на всех четырёх кадрах. Это ещё раз говорит о том, что верхняя поверхность 3-го яруса облачности довольно ровная. Получились следующие значения lтени: 21 мм, 22 мм, 20 мм и 23 мм. В последующем расчёте скорости ракеты использовалось среднее значение lтени = 21,5 ± 1,5 мм.

 

Илл.10. Смещение тени от ракеты за 1,37 с. Время указано полётное.

 

          На илл.10 указаны показаны расстояния тени от центра дырки в облаках для двух моментов полётного времени. За 1,37с тень сместилась на 34 мм, что в 1,6 раза превышает среднюю длину самой тени lтени. Следовательно, за это же время ракета сместилась на расстояние 1,6 от длины своего корпуса, то есть на 160 метров.

          Осталось подсчитать скорость ракеты:

v = 160 м/1,37 с = 115 м/с. Учитывая, что погрешность определения длины тени lтени составляет 1,5/21,5 = 7%, а также принимая во внимание погрешность определения положения центра дырки в облаках, автор оценивает общую погрешность результата примерно в 10%. Тогда окончательная запись результата определения реальной скорости ракеты будет такова: v = (115 ± 12) м/с (ниже пишем коротко – 115 м/с).

Это – средняя скорость полёта ракеты на отрезке полётного времени 107,23 – 108,60 с. Для предыдущей 106-й секунды мы определили высоту полёта ракеты С5/А11. Поэтому для упрощения изложения мы будем ниже писать, что и высота полёта, и его скорость определены на 106-й секунде.

На самом деле на 106-й секунде скорость ракеты будет на несколько процентов меньше, но эти проценты вполне укладываются в погрешность измерения скорости, так что предложенное упрощение изложения вполне допустимо.

 

6. Сравнение официальной и реальной траектории полёта «Аполлона-11» на участке 0 – 106 с,

включающем в себя 70% от времени работы первой ступени

                                                             

Для наглядности сравнения данных по официальной траектории С5/А11 и данных о реальном полёте этой ракеты соберём их вместе в табл.2. Тогда сразу увидим, что на 106-й секунде реальное значение высоты ракеты в 3 раза меньше официально названного, а реальная скорость ракеты меньше в 8 раз.

 

106-я секунда полёта. Первая ступень израсходовала 66% своего топлива

высота полёта

скорость полёта

офиц. данные

измерение

офиц. данные

измерение

24,5 км

7,8 км

882 м/с

115 м/с

расхождение в 3 раза

(точнее – в 3,15)

расхождение в 8 раз

(точнее – в 7,7)

Табл.2. Сравнение официальных данных и результатов наших измерений по высоте и скорости полёта ракеты «С5/А-11» на 106-й секунде полёта

 

На илл.11 чёрной кривой показана знакомая нам по илл.4 официальная траектория полёта С5/А-11. Гораздо ниже этой чёрной линии красной линией показан РЕАЛЬНЫЙ график этого полёта. Он построен по трём известным для реального полёта точкам: (0 с, 0 м), (9 с, 100 м) и, наконец, (106 с, 7,8 км). Этих трёх точек достаточно, потому что мы знаем, что за весь промежуток времени высота полёта увеличивалась, постепенно «подползая» к отметке 7,8 км.

 

   

 Илл.11. Сравнение официальной и реальной траектории ракеты С5/А-11 на участке от старта до 106-й секунды;

Официальная траектория показана черным цветом, реальная – красным

 

          Конечно, настоящая лунная ракета летела бы по официальной траектории [5], да, вот только реальная траектория полёта С-5/А-11 лежит гораздо ниже. Так что отчёт BOEING с его «послеполётной траекторией» является ничем иным, как чисто теоретическим творением и ещё одной маскировкой того факта, что никакой лунной ракеты у американцев не было.

          Это подтверждают и результаты простого энергетического расчёта, вынесенного в Дополнение №3, где показано, что:

На участке работы первой ступени реальная ракета С5/А-11 по своей удельной мощности в 7,5 раз проигрывает американской гипотетической лунной ракете (той самой, чья якобы послеполётная траектория представлена в отчёте BOEING).

 

Итак, на 106-й секунде полёта, когда настоящая лунная ракета должна была мчаться на высоте почти 25 км в чёрном небе стратосферы и со скоростью в три раза быстрее звука, С5/А-11 только-только преодолел верхний ярус облачности (7,8 км), и «тащится» со скоростью 115 м/с, то есть в три раза медленнее звука. Пассажирский лайнер (300 м/с), из иллюминатора которого снято фото илл.5а, в два счёта обгонит такую ракетную «черепаху». И чему тут удивляться, если уже на первом этапе полёта ракета развивает в 7,5 раза меньшую мощность, чем это положено лунной ракете.

 

При таких обстоятельствах «Аполлону-11» нечего было и «мечтать» о Луне. Ему и низкая околоземная орбита была «не по зубам». Скрыться бы за горизонт и «концы в воду», благо по курсу полёта простираются бескрайние воды Атлантики. То есть, всё говорит о том, что:

«Сатурн-5/Аполлон-11» и не был лунной ракетой. Он только изображал её на феерических спектаклях стартов «Аполлонов» «на Луну».

 

Очень ярко написал об этом автор книги «Как NASA показала Америке Луну» американский исследователь Ральф Рене [13]:

«Огромное количество инсценировок снималось не один месяц, еще больше времени требовалось, чтобы смонтировать из них «отчет» об экспедиции. Затем оставалось только провести отвлекающий маневр, который необходим любому фокуснику, чтобы заставить аудиторию поверить в то, чего нет. Таким маневром и был запуск с мыса Канаверал, на который приглашались зрители. Помпезная игра огня, дыма и торжественность обстановки делали свое дело - трансляция запуска приковывала к экранам телевизоров миллиарды людей, отвлекая их внимание от анализа отдельных деталей колоссальной фальсификации.  Станет ли следующим ударом путешествие на Марс? Ведь возможности цифровой графики сегодня поистине безграничны!».

 

Заключение

 

1. Наблюдательные данные, вытекающие из анализа клипа Ф. Полейша, свидетельствуют о том, что реальная траектория полёта ракеты «Сатурн-5/Аполлон-11» лежит гораздо ниже, чем официальная траектория, которую по заказу НАСА составили теоретики фирмы BOEING. На 106-й секунде реальный полёт отстаёт от официального графика по высоте в 3 раза (точнее в 3,15), а по скорости – почти в 8 раз (точнее – в 7,7);

2. Расчёт, проведённый по наблюдательным данным, показал, что реальная ракета С5/А-11 была в 7,5 раз слабее по мощности, чем гипотетическая американская лунная ракета;

3. Могла ли такая ракета выйти на НОО? Это очень сомнительно, потому что выход на НОО может быть реализован только строгим следованием расчётной официальной траектории, чего и близко не наблюдается. Об этом же говорит и установленная крайне низкая мощность реальной ракеты С5/А11.

4. Ракета, которая не выйдет на НОО, упадёт по баллистической траектории. «Аполлону-11» (как, впрочем, и всем остальным «Аполлонам») было, куда спрятать «концы в воду». Ведь космодром НАСА стоит на берегу Атлантического океана, и как раз в его сторону стартовали все «Аполлоны»;

5. Ракета, которая заканчивает свой путь в океане, могла быть только беспилотной. То есть, никаких астронавтов на ракете «Сатурн-5/Аполлон-11» не было.

 

          Ссылки:

1. Попов А.И. Ракета летит к облакам. 28 апреля 2011. Измерение скорости ракеты на 110-112 с полёта.  https://selena-luna.ru/popov-a-i/raketa-letit-na-lunu-glava-2/

2. Попов А.И: Измерение скорости ракеты на 110-112с полёта. 16.8.2011 – 21.6.2017. http://bolshoyforum.com/wiki/Попов_А.И:_Измерение_скорости_ракеты_на_110-112с_полёта

3. Цикл статей “Ракета летит на Луну?” (14.2.17, посвящается памяти Станислава Георгиевича Покровского).  глава 2. «Сатурн-5/Аполлон» - это, действительно, была ракета-макет! (14.2.17)

4. Спецвыпуск журнала Look, август 1969 года http://www.manonmoon.ru/addon/look/look.html

5. APOLLO/SATURN V POSTFLIGHT TRAJECTORY - AS-506. Отчёт целиком скопирован в 2011 году и выложен по адресу http://manonmoon.ru/addon/19920075301_1992075301.pdf

6. На какой высоте летают самолеты пассажирские: максимальная, средняя и рекорд   https://pronormy.ru/nauka/kosmos/vysota-poleta-samoleta

7. https://naked-science.ru/article/history/north-american-x-15-giperzvuko    и    https://naked-science.ru/sites/default/files/images/njabsrysglbqbopzgi8c_0.jpg 

North American X-15: гиперзвуковой ракетоплан для космических исследований

8. https://luxatic.com/fly-edge-outer-space-bloon/ Лети на край космического пространства в Блуне

9.  Сводка НАСА о погодных условиях в дни стартов всех «Аполлонов».  http://history.nasa.gov/SP-4029/Apollo_18-15_Launch_Weather.htm

10. Клип Фила Полэйша «Apollo 11 Launch 16 July 1969» был загружен в Интернет 30 июня 2009 г. Сегодня его можно найти по адресу: Ракета летит на Луну? - любительское видео старта Аполлон-11 или https://www.youtube.com/watch?v=0BZotXmZDIE

11. А. Кудрявец. Видеоразоблачение лунных миссий НАСА.  http://andrew-vk.narod.ru/public/Moon_hoax/Vid.htm

12. Л.В. Коновалов   http://leonidkonovalov.ru/meeting/moon/?ELEMENT_ID=558

и https://zen.yandex.ru/media/id/5e4ac3dd5033cf582d873b74/96-mog-li-saturn5apollon-doletet-do-luny-esli-ego-skorost-byla-v-neskolko-raz-menshe-raschetnoi-61d6eeeb27b926115ff8d33d

13.. Р. Рене. «Как NASA показала Америке Луну». М., ЭНАС, 2009.  http://www.x-libri.ru/elib/rener000/index.htm  и  http://www.x-libri.ru/elib/rener000/00000036.htm#a28

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ №1. СВОДКА ОБЛАЧНОСТИ НАД КОСМОДРОМОМ В ДНИ ЗАПУСКОВ «АПОЛЛОНОВ»

 

В источнике НАСА [9] приведена таблица с данными об облачности над космодромом за 4 с лишним года по датам стартов всех «Аполлонов» (№№ 7 - 17). Пусть не смущаются читатели, не владеющие английским. В необходимых случаях перевод на русский будет дан.

 

Launch Weather [9].

 

Apollo 7

Apollo 8

Apollo 9

Apollo 10

Apollo 11

Apollo 12

Apollo 13

Apollo 14

Apollo 15

Apollo 16

Apollo 17

Cloud Coverage

1st Level Cover

30%

40%

70%

40%

10%

100%/rain

40%

70%

70%

20%

20%

1st Level Type

Cumulonimbus

Cirrus

Stratocumulus

Cumulus

Cumulus

Stratocumulus

Altocumulus

Cumulus

Cirrus

Cumulus

Stratocumulus

1st Level Altitude (ft)

2,100

N/R

3,500

2,200

2,400

2,100

19,000

4,000

25,000

3,000

26,000

2nd Level Cover

---

---

100%

20%

20%

---

100%

20%

---

---

50%

2nd Level Type

---

---

Altostratus

Altocumulus

Altocumulus

---

Cirrostratus

Altocumulus

---

---

Cirrus

2nd Level Altitude (ft)

---

---

9,000

11,000

15,000

---

26,000

8,000

---

---

26,000

3rd Level Cover

---

---

---

100%

90%

---

---

---

---

---

---

3rd Level Type

---

---

---

Cirrus

Cirrostratus

---

---

---

---

---

---

3rd Level Altitude (ft)

---

---

---

Unknown

Unknown

---

---

---

---

---

---

 

Сводка НАСА об облачности над космодромом в дни стартов «Аполлонов №№ 7 -17» 

http://history.nasa.gov/SP-4029/Apollo_18-15_Launch_Weather.htm

 

В день старта А-11 над космодромом наблюдались три яруса облачности. Самый высокий ярус занимали перисто-слоистые облака (Cirrustratus). Они занимали по площади 90% от площади всего неба. Но они были очень тонкими, и поэтому день 16 июля 1969 года выдался вполне ясным. Это видно по всем трём фотографиям, представленным на илл.1. Может быть именно потому, что эта высокая плёнка облачности никому и ничему не мешала, составители сводной таблицы не указали её высоту, как малозначимый факт. Но в нашем последующем анализе именно 3-й тонкий слой облачности будет играть решающую роль. И нам необходимо знать его высоту. В этом нам поможет общий взгляд на сводную таблицу. Он показывает следующее:

 

1) Из 11-ти стартов «Аполлонов», представленных в сводке 3-й высокий ярус облачности отмечен только для четырёх «Аполлонов»: А-10, А-11, А-13 и А-17.

Он представлен двумя родственными по типу строения видами облаков: перистыми (Cirrus) или перисто-слоистыми (Cirrostratus). Других таких «верхожителей» над космодромом не было за все 11 стартов, растянувшихся на 4 с лишним года, которые охватывает эта таблица;

2) В двух случаях (А-13 и А-17) высота 3-го яруса указана. Его опять же занимали наши знакомые (Cirrus и Cirrostratus) и находились они в обоих случаях на высоте 26000 футов (или 7,8 км);

3) Эти два случая во времени разделены промежутком в 2,5 года (А-13, 1970 – А-17, 1972) и относятся к совершенно разным временам года (А-13, весна, апрель) и (А-17, зима, декабрь).

Из этих фактов можно заключить, что по местным климатическим условиям в том регионе, где расположился космодром, верхний ярус облачности, если он занят, то занят родственными по своему строению перистыми (Cirrus) или перисто-слоистыми (Cirrostratus) облаками, и при этом они находятся на высоте 7,8 км. Этот вывод использован при составлении таблицы 1 из раздела 3.

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ №2: ВЕРИФИКАЦИЯ СКОРОСТИ ПОКАЗА СОБЫТИЙ В КЛИПЕ ФП

 

Автор и его коллеги использовали четыре способа проверки, чтобы убедиться в том, клип ФП и не замедлен, и не ускорен.

 

1) Коллега А. Булатов сумел связаться с Филом по телефону [10]:

«После обширных поисков удалось обнаружить автора этого ролика и владельца Youtube aккаунта pfpollacia. Им оказался Филип Фрэнк Полэйша (Philip Frank Pollacia), далее просто Фил. Получил степень бакалавра в Технологическом университете Луизианы и степень магистра Обернского университета, обе в математике. Фил работал менеджером в IBM. Он начал карьеру как программист по сопровождению орбитального полёта и спуска по программам НАСА. После программы Джемини он стал главным менеджером IBM во время полётов Аполлонов, Скайлэб и Союз-Аполлон. Вот, что стало известно после телефонного общения:

Фила и его коллегу Джо Банкера послали на старт Аполлона-11. Фил сам снимал фильм одной 8мм камерой. Тот план, где они стоят вдвоём с Джо, был снят кем-то другим, кого они попросили помочь. Это максимальное качество фильма, которое у него есть. Для перевода в цифровую форму из 8мм киноплёнки использовалось несколько последовательных этапов. Скорость съёмки и воспроизведения фильма не менялась. Взлёт Аполлона это один план без разрывов и склеек».

 

2) Момент, когда хвост ракеты находится на одном уровне с вершиной пусковой башни (см. илл.7 – 9с), визуально легко наблюдаем. Тысячи независимых камер снимали этот зрелищный момент. Потом, когда вокруг ракеты не будет реперов для определения её пространственного положения, НАСА сможет допустить значительное отклонение от официального графика (что оно и сделает ввиду крайне недостаточной мощности ракеты). Но башню ракета должна была пройти строго по официальному графику. Поэтому момент прохождения башни на 9-й секунде полётного времени использован для верификации клипа. Согласно [2] ракета должна пройти башню за 9,5с. По клипу ФП это происходит на 9-й секунде. Вполне удовлетворительное совпадение.

Методические подробности этой проверки изложены в работе А. Кудрявца [11], где читатель найдёт более детальное описание картины, но оно требует определённого знания математики, чего автор старался избегать в данной статье.

 

          3) На 162-й секунде, согласно официальному графику [5], от ракеты должна отделиться отработавшая первая ступень. НАСА не могло нарушить и это время, потому что это событие слишком хорошо видно с земли. И, действительно, именно на 162-й секунде по таймеру клипа видна огромная вспышка пламени вокруг ракеты (илл.7) и дальнейшее разделение светящегося облака на две части.  Так что, и эту проверку клип тоже успешно прошёл.

Примечание: Некоторые коллеги (в частности, А. Кудрявец [11]) объясняют происхождение этой вспышки тем, что за ракетой резко образуется инверсионный след. Для верификации клипа происхождение вспышки не имеет значения. Нам важен лишь тот факт, что при запусках ВСЕХ «Аполлонов» яркая вспышка регулярно наблюдается именно на 162-й секунде.

 

4) Кинооператор, доцент ВГИК (Москва) Л.В. Коновалов выполнил экспертизу клипа ФП на ВСЁМ его протяжении. Вот его заключение [9, 10]:

Перевод 8-мм киноролика в цифровой формат происходил в два этапа. Киноролик был переснят видеокамерой, работающей в формате NTSC, затем видеокассета с записью была оцифрована с помощью видеомагнитофона, подсоединённого к компьютеру (аналоговое изображение переведено в цифровое);

Скорость движения ракеты в ролике Фила Полейша практически близка к реальной. Отклонение не превышает 10%;

Изменение скорости съёмки в тот момент, когда ракета поднялась на высоту опорной башни и далее, на всём протяжении ролика, не обнаружено в пределах погрешности 10%.

 

Таким образом, клип Фила Фрэнка Полейша – это вполне надёжный материал, чтобы на основе его анализа делать вполне конкретные выводы.

 

ДОПОЛНЕНИЕ №3. РЕАЛЬНАЯ РАКЕТА «САТУРН-5/АПОЛЛОН-11» ПРОИГРЫВАЛА ПО МОЩНОСТИ В 7,5 РАЗ

ПО ОТНОШЕНИИЮ К ШИРОКО РАЗРЕКЛАМИРОВАННОЙ, НО ТАК И НЕ РЕАЛИЗОВАННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЛУННОЙ РАКЕТЕ

 

В своём изложении автор пришёл к использованию понятий, по существу, двух разных ракет.

Первая ракета – это не воплощённый в жизнь проект американской лунной ракеты. Одним из его выражений этого является официальная якобы «послеполётная» траектория, которую рассчитали по заказу НАСА сотрудники фирмы БОИНГ [5].

Вторая ракета – вполне реальная! Это – С5/А-11, которая 16 июля 1969 года стартовала с космодрома НАСА.

 

Мы пришли к тому выводу, что на очень важном первоначальном участке полёта (0 -106 с), составляющем 70% от всего времени работы первой ступени, реальная ракета С5/А11 далеко отставала по мощности от гипотетической лунной ракеты. Но насколько далеко? Ответить на этот вопрос нам поможет простой энергетический расчёт, для которого у нас есть все необходимые данные. При этом нам не придётся погружаться в вопросы, связанные с конкретным устройством ракеты, и не придётся выходить за пределы школьной физики.

Вспомним, что если тело с массой m летит на высоте h со скоростью v, то оно обладает энергией Е, которая вычисляется по формуле:

 

E = mgh + mv2 /2    (1)

 

В момент начала полёта, когда h=0 и v=0, энергия Е тоже равна нулю, но в процессе полёта увеличиваются и высота, и скорость, так что энергия Е начинает расти (или, как говорится ниже), накапливаться. Величина g в формуле (1) – это ускорение свободного падения тел под действием силы тяготения. На поверхности Земли g = 9,8 м/с2. Поскольку в этой статье рассматриваемая высота не превышает 25 км, и, поскольку такая высота в 300 раз меньше радиуса Земли, то мы можем с очень высокой точностью считать величину g неизменной во всём интересующем нас интервале высот. Так что ниже мы используем формулу:

 

E = 9,8mh + mv2 /2    (2)

 

 

Если значения высоты мы будем подставлять в метрах, а значения скорости – в м/с, то ответ для энергии получим в джоулях (1Дж = 1кВтчас/3600 000). При этом в итоговой строчке нашего расчёта понятие джоулей нам вообще не потребуется.

 

Масса ракеты М во время полёта непрерывно уменьшается. Так, на начальном участке полёта, где ракета летит в полном сборе и работает первая ступень, масса уменьшается из-за сжигания топлива и выбрасывания продуктов сгорания. Но, поскольку в этом разделе мы не собираемся рассчитывать траекторию, а только проводим энергетический расчёт для конкретного момента времени 106 с, то фактор изменения массы можно легко обойти тем, что мы будем подсчитывать энергию в расчёте на 1 кг массы летящей ракеты. И пусть сама масса меняется, удельная энергия е = Е/m (так мы её будем называть и обозначать) будет определяться только высотой полёта и его скоростью:

 

е = 9,8h + v2 /2     (3)

 

Заметим, что удельная энергия имеет вполне ясный физический смысл. Скажем, космический объект с массой в 1кг при полёте по низкой орбите (h = 200 000 м, v = 8000 м/с) имеет энергию 34 000 000 Дж. Космические же объекты произвольной массы будут на такой орбите обладать энергией кратно числу килограммов в их массе.

Теперь нам остаётся дважды применить формулу (3). Первый раз - для гипотетической, то есть, несостоявшейся американской лунной ракеты. Необходимые данные (скорость и высоту полёта) при этом возьмём из отчёта BOEING. Во второй раз мы подставим в формулу (3) те данные о высоте и скорости полёта, которые получены нами для реальной ракеты С5/А-11. Основные этапы этой работы показаны в табл.3.

 

1. Рассматриваем две ракеты

Гипотетическая лунная ракета НАСА

(используется нижний индекс – «г»)

Реальная ракета С5/А-11

(используется нижний индекс – «р»)

2. Расчётная формула

 

е = 9,8h + v2 /2

все данные и все расчёты приведены для 106-й секунды полёта

 

3. Высота и скорость полёта на 106 с

hг = 24500 м    vг = 882 м/с

hр = 7800 м    vр = 115 м/с

4. Результат расчёта накопленной удельной энергии к моменту времени 106 с

ег = 630 000 Дж

ер = 83 000 Дж

5. Средняя удельная мощность за отрезок времени 0 - 106 с: w = e/106c

wг = 5900 Вт

wг = 783 Вт

6. Отношение удельных мощностей w гипотетической и реальной ракет

 

wг /wр = 7,5

Табл.3. Сопоставление удельной мощности гипотетической лунной ракеты НАСА (wг) и реальной ракеты «Сатурн-5/Аполлон-11» (wр)

 

Этапы 1 – 4 (они же – строчки №№ 1-4) уже достаточно объяснены выше, так что комментарии к ним излишни. Обратимся к строке №5. По определению мощность (w) – это отношении величины накопленной энергии е, к длительности того промежутка времени, за который произошло это накопление. Величину е мы посчитали (строка №4) для 106-й секунды. Отсюда очевидно, что w = e/106c (пятая строка). Считаем по этой формуле величины удельной мощности для гипотетической и для реальной ракеты (строка №5), и, деля один результат на другой, получим в строке №6:

 

wг / wр = 7,5

 

Таким образом, на участке работы первой ступени реальная ракета С5/А-11 по своей удельной мощности отстаёт от американской гипотетической лунной ракеты в 7,5 раз.

 

 

Благодарности

Автор выражает глубокую признательность А. Булатову, А. Бурганову, Л. Коновалову, А. Кудрявцу, Д. Кропотову и А. Фальковскому за помощь в работе над этой статьёй.

 

 

Доктор физ/мат наук Попов Александр Иванович, январь 2022 г.

Первый вариант статьи выложен в 2011 г.

 

 

Яндекс.Метрика