«Сатурн-5/Аполлон-11» был баллистической беспилотной ракетой и закончил свой путь в Атлантической океане

 

Аннотация

 

Эта статья является развитием ранее опубликованных статей автора на эту тему [1, 2, 3]. Представляемый новый вариант учитывает замечания и вопросы читателей по опубликованным вариантам. Кроме того, впервые в статье введён новый раздел, в котором на основе школьных формул установлено, что мощность реальной ракеты «Сатурн-5/Аполлон-11» (сокращённо – С5/А11) была в 7,5 раз меньше, чем у широко разрекламированной, но так и не реализованной американской лунной ракеты. На этом основании сделан вывод что реальная ракета С5/А11 не могла выйти даже на низкую околоземную орбиту, и поэтому конечная точка её полёта находилась в водах Атлантики. Статья разделена на две части Первая часть содержит все основные результаты и выводы, а вторая часть состоит из уточняющих дополнений. Эта вторая часть залита серым фоном.

 

1. 16 июля 1969 года – самый знаменитый старт программы «Аполлон»

 

16 июля 1969 года с космодрома им. Кеннеди на мысе Канаверал (штат Флорида) стартовал «Аполлон-11» (илл.1). Ему, как объявило НАСА, предстояло высадить первых людей на Луне. Около 3500 американских и зарубежных корреспондентов освещали этот старт. Десятки тысяч зрителей, выстроившись длинными рядами у кордонов полиции, любовались стартом 100-метровой громадины.

 

Илл.1. 16 июля 1969 года, стартует «Сатурн-5/Аполлон-11»:

а) Ракета на стартовом комплексе; б) корреспонденты и зрители наблюдают за стартом ракеты; в) вид с наблюдательной башни космодрома;  

  http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/ap11-KSC-69PC-443.jpg      http://www.manonmoon.ru/addon/life/life.html     http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/ap11-KSC-69PC-387.jpg

 

 

На илл.2а представлена схема НАСА для полёта «Аполлона-11» на Луну. «88 шагов к Луне и обратно» – такое название дал ей специальный выпуск журнала «Look» за август 1969 года [4].

 

Илл.2. Общая официальная схема НАСА полёта «Аполлона-11» на Луну и его возвращения [4]

 

По этой схеме ракета-носитель сначала должна была вывести корабль «Аполлон-11» на низкую околоземную орбиту (НОО) с высотой около 200 км (илл.2б). С этой орбиты через несколько часов корабль якобы стартовал к Луне. Ниже, однако показано, что С-5/А-11» не мог выйти на НОО. На илл.2б автор подчеркнул это обстоятельство красной линией с надписью «СТОП». Для обоснования столь важного утверждения познакомимся сначала с официальной траекторией полёта С-5/А-11.

 

2. Официальная траектория полёта «Аполлона-11»

(высота и скорость полёта в зависимости от его времени)

 

 

6 октября 1969 года, то есть через три месяца после миссии «Аполлона-11» подрядчик НАСА – отдел систем запуска компании BOEING опубликовал подробный отчёт о траектории полёта ракеты С-5/А-11 [5]. Название отчёта: «Аполло/Сатурн-5. Послеполётная траектория AS-506». «AS-506 или SA-506» – это кодовое обозначение НАСА для миссии «Аполлона-11» [6]. Титульный лист отчёта показан на илл.3а.

 

          Илл.3. а) сжатая (путём вертикального переноса строк) копия титульного листа отчёта [5] компании BOEING;

б) фрагмент таблицы B-I из отчёта;

 

 

Представленная в отчёте траектория названа «послеполётной», то есть, составленной по результатам полёта. Этому утверждению соответствует и указанная на титульном листе дата составления отчёта – 6 октября 1969 года, тогда как миссия А-11 завершилась в конце июля. Всё это должно убедить нас в том, что в отчёте якобы отражена реальная траектория ракеты С5/А-11. На самом деле, как показано ниже, к реальному полёту С5/А-11 траектория BOEING не имеет отношения. Поэтому мы будем ниже называть её официальной траекторией. Это вполне уместно, поскольку свою работу над траекторией фирма BOEING выполняла по контракту с НАСА (NAS8 - 5608).

На самом деле, от всего отчёта [5] так и веет духом чисто расчётной теоретической работы, не связанной с обработкой каких-то наблюдательных данных. Достаточно обратить внимание на недостижимо высокую точность числовых значений различных физических величин. Например, в таблице B-I (илл.3б) значения высоты полёта указаны с погрешностью в одну двадцатитысячную (0,005%). Измерить высоту полёта с такой точностью невозможно. Только совершенно оторванный от практики вычислитель может записать такой результат. 

Коллега А. Булатов так написал об этом автору: «Я тоже в своё время обратил внимание на высокую точность данных. От них веет распечаткой с АЦПУ, которые мы подкладывали для солидности в курсовые работы».

Впрочем, дело вычислителей – рассчитать траекторию, по которой должна лететь настоящая лунная ракета. Что они и сделали. На илл.4 показан участок официальной траектории от момента старта и примерно до 125-й секунды полёта.

 

  

Илл.4. Отрезок официальной траектории ракеты С5/А-11 от момента старта и до примерно 125-ой секунды полёта (из Fig 3-2, [5]);

 

 

Завершая краткое описание официальной траектории полёта С5/А-11, акцентируем внимание на те данные, которые ниже сравниваются с результатами наших измерений, а именно на то, что:

Согласно официальному отчёту, на 106-й секунде полёта С5/А11 находится на высоте 24,5 км и летит со скоростью 882 м/с (см. илл.3б и илл.4б). Надо сказать, что до 106-й секунды полётного времени первая ступень ракеты (самая тяжёлая и самая мощная) расходует около 66% своего топлива [5]. Так что отрезок 0 – 106с – это отнюдь не малозначительная часть полёта.

Примечание: коллега А. Булатов провел более точный расчёт расхода топлива к 106-й секунде. У него получилось значение 66,7%, что очень близко к результату нашего приближённого расчёта. Чтобы не акцентировать внимание на этом небольшом отличии, будем ниже писать, что к 106-й секунде первая ступень израсходовала 2/3 запаса своего топлива.

 

Фрагменты отчёта илл.3б и илл.4 выбраны нами потому, что мы сможем САМИ определить высоту полёта ракеты в момент 106с, а также измерить скорость ракеты на отрезке 107с – 109с. В этой проверке нам помогут те тонкие облака, которые видны в день старта на почти ясном небе над космодромом (илл.1) и уникальный любительский видеоклип первых трёх минут полёта ракеты. Займёмся сначала облаками.

 

 

3. В день старта «Аполлона-11» верхний слой облачности над космодромом находился на высоте 7,8 км

 

На илл.5а показан вид из иллюминатора пассажирского реактивного лайнера: под крылом самолёта ровным слоем тянутся облака, а выше них – только чистое голубое небо. По бортовому радио объявляют: «наш полёт проходит на высоте…». Обычно называется высота 10 км, поскольку это идеальная рабочая высота для полёта реактивного лайнера [7]. Верхний слой облачности «на глазок» лежит на 1 – 2 километра ниже самолёта. Когда нам потребуется, мы воспользуемся точными данными о высоте облачности над космодромом в день 16 июля, а сейчас автор хотел наглядно показать то, что верхняя граница облачности лежит на высоте примерно 8 - 9 км, и что это каждый из нас не раз видел собственными глазами.

На илл.5б американский бомбардировщик В-52 – носитель ракетоплана Х-15 забрался уже на высоту 15 км [8]. Небо стало чёрным (или почти чёрным), а на горизонте видна полоска голубого света. Это всё, что остаётся от высокого голубого неба, если подняться всего на 5 км выше той высоты, на которой летают пассажирские лайнеры. (Не такое уж оно и высокое – наше голубое небо).

В-52 летит, можно сказать, по нижней кромке стратосферы, а нам интересно заглянуть на высоту примерно 25 км. Ведь именно там, согласно официальному отчёту, ракета С5/А-11 летит на 106-й секунде. У нас нет фото для такой высоты, но есть вид со стратостата [9], находящегося на высоте 36 км (илл.5в). Сопоставляя снимки илл.5б и илл.5в, легко представить, что и на высоте 25 км простирается чёрное, почти космического вида небо, а вся облачность остаётся далеко-далеко внизу.

 

Илл.5.  а) облака под крылом пассажирского самолёта, летящего на рабочей высоте 10 км;

б) облака под крылом бомбардировщика В-52, летящего на высоте 15 км с ракетопланом Х-15 на подвеске;

в) стратостат на высоте 36 км.

http://www.m-sokolov.ru/wordpress/wp-content/uploads/2015/01/DSCN8400-1024x683.jpg

https://naked-science.ru/sites/default/files/images/njabsrysglbqbopzgi8c_0.jpg

https://cdn.luxatic.com/wp-content/uploads/2014/07/Bloon-Edge-of-Space-Journey-1.jpg

 

 

          А на какой высоте располагался верхний слой облачности в день старта «Аполлона-11»?  Этот день, в целом, выдался ясным (илл.1). Лёгкие облачка ничуть не портили общее радостное настроение. В источнике НАСА [10] приведены данные об облачности над космодромом за 4 с лишним года по датам стартов всех «Аполлонов» (№№ 7 - 17). Эти данные подробно рассмотрены в Дополнении №1, и по ним автор составил таблицу 1 с краткой характеристикой облачности в день старта «Аполлона-11». В этот день верхний слой облачности над космодромом находился на высоте 7,8 км.

 

№ яруса облачности

Тип облачности

Площадь покрытия неба

Высота

1

кучевые

10%

0,7 км

2

высоко - кучевые

20%

4,5 км

3

перисто – слоистые

(Cirrostratus)

90%

7,8 км

Табл.1. Облачность в день старта «Аполлона-11». Составлена автором по данным НАСА [10]

 

Примечание: Могут ли перисто - слоистые облака (Cirrostratus) находиться выше или ниже отметки 7,8 км? Почти, наверняка – да, если иметь в виду любое место Земли. Но нас по теме статьи интересует только одно место на Земле – космодром им. Кеннеди, причём не в любое время, а дни стартов «Аполлонов». Именно поэтому для составления таблицы 1 использован источник НАСА [10]. Стоит отметить, что в [10] САМЫЕ ВЫСОКИЕ ВИДЫ ОБЛАЧНОСТИ НАД КОСМОДРОМОМ ОТМЕЧЕНЫ НА ВЫСОТАХ НЕ ВЫШЕ 7,8 км. Всё это подробно отражено в Дополнении №1.

 

4. Уникальный видеоклип Фила Полейша: без разрывов и склеек

от момента старта «Аполлона - 11» и до 173-й секунды

 

 

Подавляющее большинство видеозаписей, представленных в Интернете, а том числе и те, которые называются официальными клипами НАСА, показывают старт и полёт «Аполлонов» отдельными фрагментами, разделёнными во времени. И, по-видимому, такая «кусочность» не случайна, потому что она не даёт возможности установить, летит ли ракета в соответствии с официальным графиком или нет? Тем ценнее то, что коллега А. Кудрявец обратил внимание на интересный любительский видеоклип [11].

«Это видео замечательно тем, - писал А. Кудрявец [12], что с момента отрыва от стартового стола и до отделения первой ступени в нём нет разрывов и склеек, поэтому есть возможность проследить начальный участок полёта ракеты».

 

Илл.6. Слева направо: Фил Полэйша (примерно 2010 г. [11]); клип ФП;

Клип лучше смотреть с секундомером, чтобы самому засечь момент, когда ракета делает дырку в облаках. Запуск секундомера осуществить в момент, когда Фил произносит слово Lift up! (Подъём!). Ракета летит на Луну? - любительское видео старта Аполлон-11

 

Здесь будет вполне уместно рассказать об авторе клипа, который мы будем изучать. Коллега А. Булатов сумел связаться с Филом по телефону. Вот что он рассказал [11]:

«После весьма обширных поисков удалось обнаружить автора этого ролика и владельца Youtube aккаунта pfpollacia. Им оказался Филип Фрэнк Полэйша (Philip Frank Pollacia), далее просто Фил. Получил степень бакалавра в Технологическом университете Луизианы и степень магистра Обернского университета, обе в математике. Фил работал менеджером в IBM. Он начал карьеру как программист по сопровождению орбитального полёта и спуска по программам НАСА. После программы Джемини он стал ГЛАВНЫМ МЕНЕДЖЕРОМ IBM во время полётов Аполлонов, Скайлэб и Союз-Аполлон.

 

А. Булатов перевёл и аудио-комментарий Фила к его собственному клипу [11] (здесь он даётся в сокращении):

«В июле 1969г. меня выбрали для поездки наблюдать запуск «Аполлона-11». Это наша первая попытка высадить людей на Луне. И мы потратились на новые камеры Супер-8.

– Это я со своим другом Джо Банкером. Джо - менеджер ALSEP - оборудования, которое мы оставили на Луне. Нас обоих выбрали вместе.

Джо и я смогли подобраться примерно на одну милю к месту запуска. Этот ракурс даёт интересную перспективу, которую вы не увидите на телевизоре.

– Зажигание и подъем. «Аполлон-11», первые люди, высадившиеся на Луне. Нил Армстронг и Базз Олдрин — два астронавта, которые действительно ступили на Луну. Пока они исследовали Луну, Майкл Коллинз в командном модуле вращался вокруг Луны, чтобы встретить их, когда они вернутся с Луны.

– Так что будем смотреть это замечательное зрелище».

 

Итак, в лице Фила Полейша мы встречаемся не просто с убеждённым сторонником реальности полётов НАСА на Луну, а с ответственным сотрудником, IBM, принимавшем долгое, активное и далеко не рядовое участие в ряде космических программ НАСА: от «предлунной» программы «Джемини» (1965 – 1966 гг) и до «послелунной» программы «Союз-Аполлон» (1973 – 1975 гг). Возвращаясь в июль 1969-го, отметим, что Фил прибыл на космодром, не как турист, а в качестве поощрения за хорошую работу по той самой программе «Аполлон». Из его деловой биографии и из его собственного аудио-комментария к клипу совершенно очевидно, что у Фил нет и тени сомнения в том, что он присутствует на старте первого полёта людей на Луну. Так что клип снят прямым и убеждённым участником программы «Аполлон».

 

На илл.7 представлены некоторые стоп-кадры, которые позволяют как бы охватить весь снятый Филом участок полёта ракеты. Для экономии места представлены не полноформатные стоп-кадры, а только самые информативные фрагменты из них. Каждый кадр маркирован отметкой времени по таймеру клипа (например, 1:01.02 – часы, минуты, секунды после начала киносъёмки).

 

Илл.7. Наиболее интересные кадры из клипа

Расскажем кратко об этих кадрах.

Кадр 1:01.02. Произошло включение (зажигание) двигателей первой ступени, и под ракетой появились клубы пламени. Но ещё несколько секунд ракету удерживают на месте мощные захваты, чтобы двигатели вошли в свой рабочий режим.

Кадр 1:01.05. Захваты отошли в стороны и ракета начала свой подъём. Она плохо видна из-за слепящего света, исходящего от окутавшего её пламени, но всё же достаточно заметно, что вершина ракеты немного отклонилась от башни. Фил в этот момент произносит «Lift up – подъём». Поэтому момент 1:01.05 принят за ноль (начало) полётного времени. Нижний ряд чисел на илл.7 (0с, 9с, 44 с, и так далее) как раз и показывает полётное время. Ниже предпочтение отдаётся именно полётному времени.

 

На 9-й секунде ракета поднимается на высоту башни. Это событие будет использовано для верификации клипа на соответствие его таймера реальному ходу времени.

На 44-й секунде ракета продолжает подъём.

От 105-й до 107-й секунды полёта ракета проходит через 3-й и самый высокий ярус облачности. Это событие подробно рассмотрено в следующем разделе.

После пересечения этого яруса некоторое время полёт происходит без особых событий.

А вот в момент 162с вокруг ракеты возникает мощное облако светящихся газов, в передней части которого виден какой-то отделившийся фрагмент. Согласно официальной траектории полёта [5] в этот момент первая ступень отделяется от остальной части ракеты. Ну что ж, похоже на то, особенно если взглянуть на следующий стоп-кадр (173 с), хотя есть и другие объяснения [12]. Нам же важно лишь то, что это яркое событие по всем документам НАСА происходит на 162-й секунде полёта ракеты. Это обстоятельство также будет использовано для верификации клипа.

 После кадра 173с ещё через секунду – две весь клип заканчивается.

 

 

5. Ракета проходит через облака

 

 

ОПРЕДЕЛЯЕМ РЕАЛЬНУЮ ВЫСОТУ ПОЛЁТА НА 106-Й СЕКУНДЕ – 7,8 КМ

 

Теперь изучим тот отрезок клипа, где ракета проходит через тонкий слой облачности 3-го яруса. Он представлен на илл.8 тремя стоп-кадрам, соответствующими полётному времени 105с, 106с и 107с, а также пояснительной схемой на илл.9.

 

 Илл.8. Ракета проходит самый высокий 3-й ярус облачности

 

Описание кадров:

105 с: ракета приближается снизу к верхнему слою облачности, но пока трудно понять, где она: уже в облачном слое или ещё не вошла в него?

106 с: слева от ярко светящейся области факела ракеты появилась чёрточка тени. Это тень, которую корпус ракеты отбрасывает на облачный слой по направлению «сверху вниз». То есть, верхняя часть ракеты уже возвышается над облачным слоем. Сама ракета не видна за этим слоем.

107 с: ракета только что прошла через слой облачности. Газовая струя факела ракеты проделала в облачности дыру. Теперь тень от ракеты на облаках видна полностью. То, что она видна с Земли, и то, что она имеет правильную форму прямой чёрточки, говорит о том, что, верхний слой облаков одновременно и частично прозрачен, и достаточно ровен. Для лучшего понимания этой картины на илл.9 нарисована схема образования тени от ракеты на верхней поверхности облачного слоя.

 

Илл.9. Примерная схема образования тени от ракеты на верхней поверхности облачного слоя

 

Итак, на 105-й секунде ракета ещё не прошла через облака, а на 107-й – уже прошла. Следовательно, 106-ю секунду можно рассматривать, как момент прохождения верхнего яруса облачности. А поскольку высота этого яруса известна (табл.1), то мы можем сказать, что на 106-й секунде своего полёта ракета С5/А11 находится на высоте 7,8 км.

 

 

ОПРЕДЕЛЯЕМ РЕАЛЬНУЮ СКОРОСТЬ ПОЛЁТА НА ОТРЕЗКЕ 107,23 – 108,60 с: – 115 М/С

 

 

Можно определить скорость полёта ракеты по скорости пробегания её тени по облакам. Очевидно, что смещение тени ракеты на одну свою длину соответствует смещению тела ракеты на один свой корпус (илл.9). Длина же корпуса ракеты известна: это – 100 метров (илл.1), если не считать иглу САС (Системы Аварийного Спасения) на вершине ракеты, поскольку в составе тени игла не видна ни на одном из стоп-кадров. Это следствие того, что, хотя верхний слой облачности и ровен, но, однако, не настолько, чтобы на тени ракеты были видны такие тонкие детали, как игла.

          Тень видна всего пару секунд, после чего она исчезает за верхней кромкой кадра. Такое быстротекущее явление надо изучать по кадрам, следующим не через 1 секунду, как это мы только что сделали при определении высоты полёта (илл.8), а буквально кадр за кадром. В американском стандарте для видеозаписей (NTSC) на каждую секунду времени приходится 30 отдельных кадров, то есть каждый кадр сменяет предыдущий через 0,033 с.

          Современная компьютерная техника и соответствующие видео-редакторы позволяют осуществлять такой детальный покадровый анализ (что автор делал и ранее [1, 2, 3]), и, тем не менее, автор хотел бы поблагодарить кинооператора Л.В. Коновалова, который при написании данной статьи помог ему в применении таких видео-редакторов.

 

          На илл.10 представлена последовательность из четырёх стоп-кадров, полётное время которых указано с учётом сотых долей секунды. Между крайним левым и крайним правым кадром проходит промежуток времени в 1,37 с. Между смежными парами кадров временные интервалы распределены так: 0,5 с, 0,37с и 0,5 с. На всех четырёх кадрах видно, что длина тени от ракеты lтени примерно одинакова. Это ещё раз говорит о том, что верхняя поверхность 3-го яруса облачности довольно ровная. Получились следующие значения lтени: 21 мм, 22 мм, 20 мм и 23 мм. В последующем расчёте скорости ракеты использовалось среднее значение lтени = 21,5 ± 1,5 мм.

 

Илл.10. К определению средней длины тени от ракеты. Время указано полётное.

 

          На илл.11 указаны расстояния тени от центра дырки в облаках для двух моментов полётного времени: 107,23с и 108,60с. Их разделяет промежуток времени в 1,37с. За это время тень сместилась на расстояние, равное (57 мм – 23 мм) = 34 мм. Поскольку длина тени lтени равна 21,5 мм, то получается, что тень пробежала расстояние в 1,6 раза большее, чем её длина. Следовательно, за это же время ракета сместилась на расстояние в 1,6 раза большее, чем длина её корпуса, то есть ракета пролетела 160 метров.

 

 

Илл.11. Смещение тени от ракеты за 1,37 с. Время указано полётное.

 

         

          Осталось подсчитать скорость ракеты: v = 160 м /1,37 с = 115 м/с.

Учитывая, что погрешность определения длины тени lтени, а также погрешность определения положения центра дырки в облаках, автор оценивает общую погрешность расчёта скорости примерно в 10%, то есть, v = (115 ± 12) м/с.

Первое определение скорости ракеты на 106-й секунде было сделано автором в 2011 году и дало такой же результат [1,2]. Но дополнительное подтверждение такого важного результата не будет лишним.

  Примечание: Недавно Л.В. Коновалов, используя совершенно иную, чем автор, методику, независимо определил скорость ракеты в момент образования дырки в облаках, то есть на 106-й секунде. Он нашёл, что эта скорость в 7 раз меньше официального значения 882 м/с для 106-й секунды. То есть, по Коновалову абсолютное значение скорости ракеты в этот момент равно 882/7 м/с = 126 м/с.  См. https://zen.yandex.ru/media/id/5e4ac3dd5033cf582d873b74/114-kadry-s-provodami-govoriat-o-tom-chto-skorost-saturna5-v-7-raz-menshe-neobhodimoi-6249867353149161c2491892  Найденное новое значение скорости 126 м/с хорошо совпадает с верхним пределом значения v = (115 + 12) м/с = 127 м/с, который найден в настоящей статье.  Таким образом, крайне низкая скорость полёта ракеты С5/А11 к настоящему времени (апрель 2022) определена двумя независимыми методиками, причём с хорошим совпадением количественных результатов. Это говорит о том, что крайне медленный полёт ракеты С5/А11 можно считать установленным фактом.

115 м/с – это средняя скорость полёта ракеты на отрезке полётного времени 107,23 – 108,60 с. Для предыдущей 106-й секунды мы определили высоту полёта ракеты С5/А11. Поэтому для упрощения изложения мы будем ниже писать, что и высота полёта, и его скорость определены на 106-й секунде. На самом деле на 106-й секунде скорость ракеты будет на несколько процентов меньше, но эти проценты вполне укладываются в погрешность измерения скорости, так что предложенное упрощение изложения вполне допустимо

 

6. Сравнение официальной и реальной траектории полёта «Аполлона-11» на участке 0 – 106 с,

включающем в себя 2/3 от времени работы первой ступени

                                                             

Для наглядности сравнения данных по официальной траектории С5/А11 и данных о реальном полёте этой ракеты соберём их вместе в табл.2. Тогда сразу увидим, что на 106-й секунде реальное значение высоты ракеты в 3 раза меньше официально названного, а реальная скорость ракеты меньше в 8 раз.

 

106-я секунда полёта. Первая ступень израсходовала 2/3 от всего запаса своего топлива

высота полёта

скорость полёта

офиц. данные

измерение

офиц. данные

измерение

24,5 км

7,8 км

882 м/с

115 м/с

расхождение в 3 раза

расхождение в 8 раз

Табл.2. Сравнение официальных данных и результатов наших измерений по высоте и скорости полёта ракеты С5/А-11 на 106-й секунде полёта

 

На илл.12 чёрной кривой показана знакомая нам по илл.4 официальная траектория полёта С5/А-11. Гораздо ниже этой чёрной линии красной линией показан РЕАЛЬНЫЙ график этого полёта. Он построен по трём известным для реального полёта точкам: (0 с, 0 м), (9 с, 100 м) и, наконец, (106 с, 7,8 км). Этих трёх точек достаточно, потому что мы знаем, что за весь промежуток времени высота полёта увеличивалась, постепенно «подползая» к отметке 7,8 км.

 

   

 Илл.12. Сравнение официальной и реальной траектории ракеты С5/А-11 на участке от старта до 106-й секунды;

Официальная траектория показана черным цветом, реальная – красным

 

          Конечно, настоящая лунная ракета летела бы по официальной траектории [5], да, вот только ракете С-5/А-11 «дорога на Луну» была «не по силам» в самом буквальном смысле.

На 106-й секунде полёта настоящая лунная ракета должна была мчаться на высоте почти 25 км в чёрном небе стратосферы и со скоростью в три раза быстрее звука. А в это время С5/А-11 только-только преодолела верхний ярус облачности (7,8 км), и «тащилась» со скоростью 115 м/с (в три раза медленнее звука). Пассажирский лайнер (300 м/с) в два счёта обогнал бы такую ракетную «черепаху». При таких обстоятельствах «Аполлону-11» не только Луна, но и низкая околоземная орбита была «не по зубам». Скрыться бы за горизонт и – «концы в воду», благо по курсу полёта простираются бескрайние воды Атлантики. То есть, всё говорит о том, что:

«Сатурн-5/Аполлон-11» не был лунной ракетой. Он только изображал её на феерических спектаклях стартов «Аполлонов» «на Луну». Очень ярко написал об этом автор книги «Как NASA показала Америке Луну» американский исследователь Ральф Рене [15]:

«Огромное количество инсценировок снималось не один месяц, еще больше времени требовалось, чтобы смонтировать из них «отчет» об экспедиции. Затем оставалось только провести отвлекающий маневр, который необходим любому фокуснику, чтобы заставить аудиторию поверить в то, чего нет. Таким маневром и был запуск с мыса Канаверал, на который приглашались зрители. Помпезная игра огня, дыма и торжественность обстановки делали свое дело - трансляция запуска приковывала к экранам телевизоров миллиарды людей, отвлекая их внимание от анализа отдельных деталей колоссальной фальсификации.  Станет ли следующим ударом путешествие на Марс? Ведь возможности цифровой графики сегодня поистине безграничны!».

 

          Что же касается отчёта BOEING [5] с его «послеполётной траекторией», то он является чисто теоретическим творением и ещё одной маскировкой того факта, что никакой лунной ракеты у американцев не было. Это подтверждают и результаты простого энергетического расчёта, вынесенного в Дополнение №2, где показано, что:

          На участке работы первой ступени реальная ракета С5/А-11 по своей удельной мощности в 7,5 раз проигрывает американской гипотетической лунной ракете (той самой, чья якобы послеполётная траектория представлена в отчёте BOEING).

 

Заключение

 

1. Наблюдательные данные, вытекающие из анализа клипа Ф. Полейша, свидетельствуют о том, что реальная траектория полёта ракеты «Сатурн-5/Аполлон-11» лежит гораздо ниже, чем официальная траектория, которую по заказу НАСА составили теоретики фирмы BOEING. На 106-й секунде реальный полёт отстаёт от официального графика по высоте в 3 раза, а по скорости – почти в 8 раз;

2. Расчёт, проведённый по этим наблюдательным данным, показал, что реальная ракета С5/А-11 была по мощности в 7,5 раз слабее, чем гипотетическая американская лунная ракета;

3. Очень сомнительно, что С5/А11 мог выйти на НОО, потому что выход на НОО может быть реализован только строгим следованием расчётной официальной траектории, чего и близко не наблюдается. Об этом же говорит и установленная крайне низкая мощность реальной ракеты С5/А11;

4. Ракета, которая не выйдет на НОО, упадёт по баллистической траектории. «Аполлону-11» (как, впрочем, и всем остальным «Аполлонам») было, куда спрятать «концы в воду». Ведь космодром НАСА стоит на берегу Атлантического океана, и как раз в его сторону стартовали все «Аполлоны»;

5. Ракета, которая заканчивает свой путь в океане, могла быть только беспилотной. То есть, никаких астронавтов на ракете «Сатурн-5/Аполлон-11» не было.

         

Ссылки:

 

1. Попов А.И. Ракета летит к облакам. 28 апреля 2011. Измерение скорости ракеты на 110-112 с полёта.  https://selena-luna.ru/popov-a-i/raketa-letit-na-lunu-glava-2/ 

2. Попов А.И: Измерение скорости ракеты на 110-112с полёта. 16.8.2011 – 21.6.2017. http://bolshoyforum.com/wiki/Попов_А.И:_Измерение_скорости_ракеты_на_110-112с_полёта

3. Цикл статей “Ракета летит на Луну?” (14.2.17, посвящается памяти Станислава Георгиевича Покровского).  глава 2. «Сатурн-5/Аполлон» - это, действительно, была ракета-макет! (14.2.17)

4. Спецвыпуск журнала Look, август 1969 года http://www.manonmoon.ru/addon/look/look.html

5. APOLLO/SATURN V POSTFLIGHT TRAJECTORY - AS-506. Отчёт целиком скопирован в 2011 году и выложен по адресу http://manonmoon.ru/addon/19920075301_1992075301.pdf

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон-11

7. На какой высоте летают самолеты пассажирские: максимальная, средняя и рекорд   https://pronormy.ru/nauka/kosmos/vysota-poleta-samoleta

8. https://naked-science.ru/article/history/north-american-x-15-giperzvuko    и    https://naked-science.ru/sites/default/files/images/njabsrysglbqbopzgi8c_0.jpg 

North American X-15: гиперзвуковой ракетоплан для космических исследований

9. https://luxatic.com/fly-edge-outer-space-bloon/ Лети на край космического пространства в Блуне

10.  Сводка НАСА о погодных условиях в дни стартов всех «Аполлонов».  http://history.nasa.gov/SP-4029/Apollo_18-15_Launch_Weather.htm

11. Клип Фила Полэйша «Apollo 11 Launch 16 July 1969» был загружен в Интернет 30 июня 2009 г. Сегодня его можно найти по адресу: Ракета летит на Луну? - любительское видео старта Аполлон-11 или https://www.youtube.com/watch?v=0BZotXmZDIE

12. А. Кудрявец. Видеоразоблачение лунных миссий НАСА.  http://andrew-vk.narod.ru/public/Moon_hoax/Vid.htm

13. Л.В. Коновалов   http://leonidkonovalov.ru/meeting/moon/?ELEMENT_ID=558

14. Л.В. Коновалов https://zen.yandex.ru/media/id/5e4ac3dd5033cf582d873b74/96-mog-li-saturn5apollon-doletet-do-luny-esli-ego-skorost-byla-v-neskolko-raz-menshe-raschetnoi-61d6eeeb27b926115ff8d33d

15.. Р. Рене. «Как NASA показала Америке Луну». М., ЭНАС, 2009.  http://www.x-libri.ru/elib/rener000/index.htm  и  http://www.x-libri.ru/elib/rener000/00000036.htm#a28

16. Клип Северского (полный).  http://www.youtube.com/watch?v=yyc-aWzxDsc     https://youtu.be/yyc-aWzxDsc       https://www.youtube.com/watch?v=d6iRkMTO-cM

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ №1. СВОДКА ОБЛАЧНОСТИ НАД КОСМОДРОМОМ В ДНИ ЗАПУСКОВ «АПОЛЛОНОВ»

 

В источнике НАСА [10] приведена таблица с данными об облачности над космодромом за 4 с лишним года по датам стартов всех «Аполлонов» (№№ 7 - 17). Пусть не смущаются читатели, не владеющие английским. В необходимых случаях перевод на русский будет дан.

 

Сводка НАСА: Launch Weather – Погода (облачность над космодромом) в дни стартов «Аполлонов» №№7 – 17, [10].

Перевод латинских названий облачности на русский язык: Cirrus – перистые, Cirrostratus -  перисто-слоистые и Stratocumulus – слоисто-кучевые

 

Apollo 7

окт.1968

Apollo 

дек.1968

Apollo 9

март 1969

Apollo 10

май 1969

Apollo 11

июль 1969

Apollo 12

нояб. 1969

Apollo 13

апр. 1970

Apollo 14

фев.1971

Apollo 15

июль1971

Apollo 16

апр.1972

Apollo 17

дек.1972

Cloud Coverage

1st Level Cover

30%

40%

70%

40%

10%

100%/rain

40%

70%

70%

20%

20%

1st Level Type

Cumulonimbus

Cirrus

Stratocumulus

Cumulus

Cumulus

Stratocumulus

Altocumulus

Cumulus

Cirrus

Cumulus

Stratocumulus

1st Level Altitude (ft)

2100

N/R

3500

2200

2400

2100

19000

4000

25000

3000

26000

2nd Level Cover

---

---

100%

20%

20%

---

100%

20%

---

---

50%

2nd Level Type

---

---

Altostratus

Altocumulus

Altocumulus

---

Cirrostratus

Altocumulus

---

---

Cirrus

2nd Level Altitude (ft)

---

---

9000

11000

15000

---

26000

8000

---

---

26000

3rd Level Cover

---

---

---

100%

90%

---

---

---

---

---

---

3rd Level Type

---

---

---

Cirrus

Cirrostratus

---

---

---

---

---

---

3rd Level Altitude (ft)

---

---

---

Unknown

Unknown

---

---

---

---

---

---

Табл.3. Сводка НАСА об облачности над космодромом в дни стартов «Аполлонов №№ 7 -17» 

http://history.nasa.gov/SP-4029/Apollo_18-15_Launch_Weather.htm

 

В день старта А-11 самый высокий ярус над космодромом занимали перисто-слоистые облака (Cirrustratus). Охватывая до 90% от площади всего неба, они были тонкими, и поэтому день 16 июля 1969 года выдался вполне ясным (см. илл.1). Может быть именно потому, что эта высокая облачность ничему не мешала, составители сводной таблицы не указали её высоту. Но нам эту высоту необходимо знать, и в этом нам поможет общий взгляд на сводную таблицу 4.

Из 11-ти представленных стартов «Аполлонов», наибольшая высота облачности НИ РАЗУ НЕ ПОДНИМАЛАСЬ ВЫШЕ ОТМЕТКИ 26000 футов (А-13 и А-17). И это при том, что в таблице представлены старты, растянувшиеся во времени на 4,5 года, и происходившие во все времена года.

Исходя из этого мы примем, что в день старта «Аполлона-11» высота самых высоких облаков над космодромом тоже не превышала 26000 футов, то есть, 7,8 км. Этот вывод использован при составлении табл.1 из раздела 3.

 

ДОПОЛНЕНИЕ №2. ДЕТАЛИ РАСЧЁТА: РЕАЛЬНАЯ РАКЕТА «САТУРН-5/АПОЛЛОН-11» ПРОИГРЫВАЛА ПО МОЩНОСТИ В 7,5 РАЗ

ТАК И НЕ РЕАЛИЗОВАННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЛУННОЙ РАКЕТЕ?

 

Мы пришли выше к тому выводу, что на очень важном первоначальном участке полёта (0 -106 с), составляющем около 2/3 от всего времени работы первой ступени, ракета С5/А11 далеко отставала по мощности от гипотетической лунной ракеты. Но насколько далеко? Ответ даёт простой расчёт на основе формул школьной физики. Известно, что если тело с массой m летит на высоте h со скоростью v, то оно обладает энергией Е, которая вычисляется по формуле:

 

E = mgh + mv2 /2    (1)

 

Величина g = 9,8 м/с2 – это ускорение свободного падения тел на поверхности Земли. Поскольку в этой статье рассматриваемая высота не превышает 25 км, что в 300 раз меньше радиуса Земли, то можно с высокой точностью считать величину g неизменной во всём интересующем нас интервале высот. Так что ниже мы используем формулу:

 

E = 9,8mh + mv2 /2    (2)

 

Если значения высоты мы будем подставлять в метрах, а значения скорости – в м/с, то ответ для энергии получим в джоулях (1Дж = 1кВтчас/3600 000).

 

Масса ракеты m во время полёта непрерывно уменьшается. Так, на рассмотренном участке полёта, где работает первая ступень, масса уменьшается из-за расхода топлива этой ступени. Но фактор изменения массы можно обойти, если подсчитывать энергию в расчёте на 1 кг массы летящей ракеты. Удельная энергия е = Е/m (так мы её будем называть и обозначать) будет определяться формулой:

 

е = 9,8h + v2 /2    (3)

Заметим, что удельная энергия имеет вполне ясный физический смысл. Скажем, космический объект с массой в 1кг при полёте по низкой орбите (h = 200 000 м, v = 8000 м/с) имеет энергию 34 000 000 Дж. Космические же объекты произвольной массы будут на такой орбите обладать энергией кратно числу килограммов в их массе.

 

Теперь нам остаётся дважды применить формулу (3).

Первый раз - для гипотетической американской лунной ракеты, которая широко рекламируется НАСА, и которая никогда не была реализована. Одним из её выражений является официальная якобы «послеполётная» траектория, которую рассчитали по заказу НАСА сотрудники фирмы BOEING [5]. Подставим в формулу (3) значения высоты hг = 24500 м и скорости полёта vг = 882 м/с из этого отчёта:

 

ег = 9,8hг + vг 2 /2    (4)

 

 Во второй раз мы подставим в формулу (3) те значения высоты hр = 7800 м и скорости полёта vр = 115 м/с, которые получены нами для реальной ракеты С5/А-11:

ер = 9,8hг + vг 2 /2    (5)

 

После подстановки указанных значений получим:

ег = 630 000Дж и ер = 83 000 Дж, и ег / ер = 7,5    (6)

 

 

          Таким образом, на участке работы первой ступени реальная ракета С5/А-11 по своей удельной мощности отстаёт от американской гипотетической лунной ракеты в 7,5 раз.

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ №3: ВЕРИФИКАЦИЯ СКОРОСТИ ПОКАЗА СОБЫТИЙ В КЛИПЕ ФП

 

Автор и его коллеги использовали четыре способа проверки, чтобы убедиться в том, клип ФП и не замедлен, и не ускорен.

 

1) Первым делом надо было задать соответствующий вопрос самому автору клипа. Выше уже написано, что коллега А. Булатов сумел связаться с Филом по телефону [11], но автор процитировал не всё содержание разговора с Филом. Вот что Фил сообщил по теме верификации: «Для перевода в цифровую форму из 8мм киноплёнки использовалось несколько последовательных этапов. Скорость съёмки и воспроизведения фильма не менялась. Взлёт Аполлона это один план без разрывов и склеек».

 

2) Момент, когда хвост ракеты находится на одном уровне с вершиной пусковой башни (см. илл.7 – 9с), визуально легко наблюдаем. Тысячи независимых камер снимали этот зрелищный момент. Согласно [5] ракета должна пройти башню за 9,5с. По клипу ФП это происходит на 9-й секунде. Вполне удовлетворительное совпадение. Методические подробности этой проверки изложены в работе А. Кудрявца [12], где читатель найдёт более детальное описание картины, но оно требует определённого знания математики, чего автор старался избегать в данной статье. Вместе с тем, автор считает, что момент прохождения башни – это вспомогательный критерий для верификации, поскольку он засекается с большой относительной погрешностью. Этим недостатком не обладает третий критерий, поэтому автор считает его основным.

 

          3) На 162-й секунде, согласно официальному графику [5], от ракеты должна отделиться отработавшая первая ступень. НАСА не могло нарушить это время, потому что это событие слишком хорошо видно с земли. И, действительно, именно на 162-й секунде видна огромная вспышка пламени вокруг ракеты (илл.7) и дальнейшее разделение светящегося облака на две части.  Так что, и эту проверку клип тоже успешно прошёл. По мнению автора, этот третий тест сочетает в себе и простоту, и высокую надёжность верификации, поскольку даже при погрешности фиксации момента события вспышки в несколько секунд (оно как бы размазано во времени на 3-5 секунд), сохраняется высокая точность верификации. Ведь интервал неопределённости (даже при допущении 5 секунд) составляет всего лишь 3% от всего времени съёмки (162 с), прошедшего до этого события.

 

4) Кинооператор, доцент ВГИК (Москва) Л.В. Коновалов выполнил по просьбе коллег покадровую экспертизу клипа ФП на ВСЁМ его протяжении [13, 14]. Вот его заключение [13]:

«Перевод 8-мм киноролика в цифровой формат происходил в два этапа. Киноролик был переснят видеокамерой, работающей в формате NTSC, затем видеокассета с записью была оцифрована с помощью видеомагнитофона, подсоединённого к компьютеру (аналоговое изображение переведено в цифровое);

Скорость движения ракеты в ролике Фила Полейша практически близка к реальной. Отклонение не превышает 10%»;

 5) Недавно автор получил письмо от коллеги А. Булатова:

 «В процессе перевода на англ. я несколько раз перечитал анализ Леонида. Кроме того, он был также рассмотрен нашим англ. редактором кинооператором Дэвидом Перси. Никаких нареканий исследование не вызвало. Результат однозначный - киносъёмка аутентична.
На 
https://manonmoon.ru/ рядом можно бы добавить и англ. версию https://www.aulis.com/apollo11saturn_v2.htm»

Таким образом, клип Фила Фрэнка Полейша – это вполне надёжный материал, чтобы на основе его анализа делать вполне конкретные выводы.

 

ДОПОЛНЕНИЕ №4: ТЩЕТНАЯ ПОПЫТКА НАСА ОПОРОЧИТЬ КЛИП ФП. КЛИП СЕВЕРСКОГО УСКОРЕН В 2,6 РАЗА

 

Клип Фила Полэйша «Apollo 11 Launch 16 July 1969» был загружен в Интернет 30 июня 2009 г к 40-летию миссии «Аполлона-11». В 2011 году коллега А.К. Кудрявец и в своих письмах автору, и в своей статье [12] обратил внимание на отмеченные выше документальные достоинства этого клипа. И в том же году А.К. Кудрявец и автор данной статьи, анализируя клип ФП, пришли к выводу, что С5/А11 летела не на Луну, а, скорее, в воды океана. Естественно, что выводы о «черепашьей» скорости якобы лунной ракеты никак не устраивали НАСА. А как ещё их дискредитировать, кроме как неким контрклипом? И вот 6 августа 2013 г в Интернете выложен клип [16] с аналогичным сюжетом, но в котором временной темп событий – совершенно иной, чем в клипе ФП.

Справка. Автор клипаAlexander P. de Seversky. Как написал автору коллега А. Булатов: «Александр Николаевич Прокофьев-Северский умер в 1974г. и НАСА бессовестно использует его имя, зная, что он сам ничего опровергнуть уже не может».

Поэтому всё, что написано ниже о клипе Северского, относится только к содержанию клипа, носящему его имя, а не к его автору. Мы допускаем, что первоначальный вариант клипа не был ускорен, но это только наше предположение и оно не столь уж и важно, потому что обсуждению подлежит то, что 6 августа 2013 года выложено в Интернете с соответствующими заставками от МИТ и НАСА и с использованием имени самого Северского (илл.13).

 

Познакомимся с клипом Северского (ниже кратко – клип С.), тем более что защитники НАСА с большим энтузиазмом противопоставляют его клипу ФП. Полезно посмотреть на заставки клипа. Они скопированы автором при просмотре клипа в Ютубе в феврале 2022 года

Первая заставка (0:04) говорит о том, что клип является достоянием библиотечного хранилища МИТ – известного Массачусетского Института Технологии, вторая заставка (0:12) свидетельствует, что и само НАСА позволило «освятить» этот клип, во-первых, своим логотипом, а, во-вторых, надписью – «Космический центр им. Джона Ф. Кеннеди» (а это – главный космодром НАСА). Так что перед нами почти что официальный видеодокумент.

 

 

Илл.13. Представляем клип Северского. Две заставки клипа [16]

 

Полная продолжительность клипа 4:54, но в нём много сцен, не относящихся к полёту ракеты (пикник в самолёте, хождение среди трибун для гостей с показом политических знаменитостей и т.п.). Поэтому здесь представлена вырезка из клипа длительностью 01:43, которая включает в себя только полёт ракеты. Внутри самой вырезки никаких купюр или посторонних вставок нет!

 

Клип Северского. Вырезка, содержащая только старт и последующий полёт ракеты.

https://manonmoon.ru/addon/sever_clip.mp4

 

         

          После того, как мы посмотрели по клипу С. полёт С5/А11, попробуем определить, настолько темп показа полёта ракеты в нём соответствует реальному ходу времени? Сделать это не так уж и сложно.

          После феерического старта самым ярким событием во время полёта ракеты в поле её видимости с космодрома, является яркая и довольно длительная вспышка. Согласно НАСА, она происходит на 162-й секунде полётного времени и связана с отделением первой ступени от остальной части ракеты. Когда мы смотрели клип ФП, мы действительно видели такую вспышку, и именно на 162-й секунде полётного времени. Картинка илл.14а ещё раз напоминает нам о том, что в клипе Фила события воспроизводятся в реальном масштабе времени.

 

Илл.14. а) Клип Ф. Полэйша показывает полёт ракеты в реальном времени;

б) Клип А. Северского показывает полёт ракеты с ускорением в 2,6 раза. (162/62 = 2,57 ≈ 2,6 раза).

 

 

          А теперь посмотрим аналогичную картинку (илл.14б), но построенную из соответствующих двух стоп-кадров клипа С.  По клипу Северского вспышка происходит на 62 секунде полёта. Вывод: клип Северского – это недостоверный источник информации. Он ускорен в 2,6 раза.

 

 

 

Благодарности

Автор выражает глубокую признательность А. Булатову, А. Бурганову, Л. Коновалову, А. Кудрявцу, Д. Кропотову и А. Фальковскому за помощь в работе над этой статьёй.

Доктор физмат наук Попов Александр Иванович, февраль 2022 г.

Первый вариант статьи выложен в 2011 г.