Серый цвет американской «Луны» – крупный и

очень наглядный просчёт мистификаторов

 

 

1. Коричневая Луна – это установленный научный факт!

 

В обзорной статье [1] показано, что коричневый цвет поверхности Луны можно считать установленным научным фактом. Именно с этой точки зрения мы рассмотрим ниже ряд «аполлоновских» фотографий, якобы снятых на Луне. Для удобства читателя сначала кратко повторим основные выводы названной статьи.

На илл.1 показаны три фотографии Луны. Первая снята нашим автоматическим космическим кораблём «Зонд-7» во время облёта Луны в августе 1969 года. Две другие сняты с поверхности Земли при соблюдении необходимых условий фотографирования, рассмотренных в статье [1].

 

 илл 

Илл.1. Три фотографий Луны

а) 1969 г. Снято советским кораблём «Зонд-7» с расстояния в 2000 км;

   б) 2005 г. Снято с Земли через длиннофокусный объектив F = 285 мм (А. Соловьян);

в) 2019 г. Снято с Земли через длиннофокусный объектив с примерно 70 – 90-кратным увеличением (И. Корсаков).

http://andrew-vk.narod.ru/public/Moon_color/Moon-color.html и Soviet Moon Images. http://mentallandscape.com/C_CatalogMoon.htm. https://youtu.be/sqP_6mCqQgk   https://manonmoon.ru/addon/kino/krym_bridge.mp4

 

Цитируемые нами данные о коричневом цвете Луны накапливались, уточнялись и приобретали известность и признание в течение многих десятилетий. То есть, и до, и после мистификации НАСА. Сегодня эти данные можно свести к трём пунктам:

 

1) Поверхность Луны имеет коричневый цвет;

От автора:

На уровне современных знаний коричневый цвет Луны представляется не таким уж и удивительным. Посмотрите на три фотографии пустынных участков земной суши, снятые с МКС (илл.2). Эти участки окрашены в коричневый цвет различных оттенков. На материке Австралия в районах, примыкающих к побережью, виден зелёный оттенок. На Луне же растительности нет, и атмосферы у неё тоже нет. Луна – это пустыня от края и до края. Поэтому всеохватывающий коричневый цвет Луны сегодня вполне понятен.

 

 

илл

Илл.2. Вид с орбиты пустынных регионов Земли: Австралия (а), Аравийский полуостров (б) и Сахара (в).

https://img.wallpapersafari.com/phone/1125/2436/95/51/uSBDCV.jpg        https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/1308/000074af-44f7191c/img4.jpg.

https://photo.boltai.com/wp-content/uploads/sites/11/2018/05/233.jpg

 

2) Коричневый цвет наблюдается при любой высоте Солнца над лунным горизонтом и при любом угле наблюдения;

От автора: Этот пункт звучит несколько сложно для человека с нетехническим образованием. Поэтому поясним его простым земным примером, чтобы показать, что ничего особенного и загадочного в нём нет.

Представьте себе, что человек солнечным утром вышел на работу. Солнце ещё стоит невысоко. А костюм на человеке – коричневый. В полдень Солнце поднимается высоко (день пусть будет летний). Но цвет костюма и в полдень останется коричневым, то есть высота Солнца над горизонтом на него не повлияет. Не изменится цвет костюма и если смотреть на него под разными углами. И ребёнок невысокого роста, и человек, стоящий на балконе, увидят всё тот же коричневый цвет. То есть, говорят учёные, цвет костюма не зависит от угла наблюдения. Вот об этом и написано в пункте 2, только роль коричневого костюма «исполняет» коричневая поверхность Луны.

Казалось бы, если всё так просто, то стоило ли всё это проверять исследователям Луны? Конечно, стоило! Природа так хитра на выдумки, что может подкинуть сюрприз в самых, казалось бы, простых случаях.

 

3) Цветовые различия по поверхности Луны крайне малы. Осмотр различных участков диска Луны в телескоп обнаруживает лишь очень незначительные изменения в цвете.

Вот таковы основные выводы учёных о цвете Луны.

 

Научные открытия далеко не всегда сразу получают общее признание, тем более, что ночная Луна видится белой, а никак не коричневой. Отсюда проистекает долгая, можно сказать, многовековая история устойчивого мнения учёных о том, что поверхность Луны имеет серый цвет. Именно серый, потому что, как это давно известно учёным, Луна – очень тёмный небесный объект.

 

Серый предмет, если он ярко освещён, на общем более тёмном фоне вполне может казаться белым. Даже любой чёрный предмет отражает хотя бы малое количество света. И только бездонный космос не отражает ничего. Его чернота абсолютна. Поэтому даже чёрный бархат в бесконечное число раз светлее космического пространства, и если его хорошенько осветить (а Солнце вполне справится с этой задачей), то он на фоне абсолютно чёрного космоса покажется белым. Об этом писал ещё известный английский физик 19 века Д. Тиндаль:

«Солнечный свет, отражённый даже от чёрного предмета, остаётся белым. Если бы Луна была одета в самый чёрный бархат, она всё-таки красовалась бы на небе как серебристый диск. Способность лунной поверхности рассеивать озаряющие её солнечные лучи в среднем одинакова с рассеивающей способностью тёмных вулканических пород» (Цитируется по Я.И. Перельман, «Занимательная астрономия», М., Наука – ФМЛ, 1966, с.84).

Вот только, как выяснилось два века спустя, наблюдаемый белый цвет Луны обманчив, и что Луна - не серая, а коричневая. Тиндаль этого знать не мог. Не те были технические возможности у физиков 19 века.

 

Учёным долгое время не удавалось установить цвет лунной поверхности. По мнению автора, этому мешала слишком высокая яркость Луны на ночном небе, которая нарушает функцию цветочувствительных элементов как глаза, так и классической фотоплёнки, так и фотоматрицы электронного фотоаппарата. Частично эта версия несколько подробнее раскрыта в статье [1]. Но, конечно, она требует более детального обоснования и, возможно, расширения за счёт учёта других факторов. Однако такая задача выходит за рамки данной статьи, тем более, что на тот факт, что Луна – коричневая, её более подробное решение никак повлиять не может.

 

Первыми коричневый цвет Луны установили советские учёные в 50-х годах ХХ века, применив для этого спектроскопический метод [2, 3]. Однако, ещё не одно десятилетие даже большинство советских астрономов считало Луну серой. В 1969 году СССР направил к Луне «Зонд-7» для фотографирования Луны из космоса, с близкого расстояния и на цветную плёнку. Причём фотоплёнка была возвращена на Землю для проявки и последующей фотопечати. Полученные фотографии подтвердили коричневый цвет Луны.

Но в 1969 году, когда бушевали страсти вокруг лунной гонки, СССР через популярные советские журналы [4] так представил информацию о результатах миссии «Зонда-7», что понять из неё, какой цвет имеет лунная поверхность, было невозможно. А качественные «зондовские» фотографии Земли над лунным горизонтом (такие, как илл.1а) были опубликованы только в 80-х годах в иллюстрированных советских книгах по истории космонавтики. Сегодня они представлены на сайте «Советские изображения Луны» http://mentallandscape.com/C_CatalogMoon.htm.

 

Какие возможности имело НАСА для определения истинного цвета Луны?

Американские астрономы отстали на четверть века от своих советских коллег и только в 1976 – 1979 гг. наконец-то смогли на своей собственной инструментальной базе сами убедиться в том, что Луна коричневая (Маккорд и др) [5]. К этому времени мистификация «полётов на Луну» уже завершилась («Аполлон-17», 1972) и все актёры – астронавты успели водрузить свои звёздно-полосатые флаги в серый песок съёмочных площадок в кино- и фотопавильонах.

Автоматические американские окололунные спутники «Лунар Орбитер» (1966 – 1967 гг.) передавали только чёрно-белые изображения [6].

В 1966 – 1968 гг. на Луну опустились несколько станции мягкой посадки типа «Сервейер» [7], но и они передавали на Землю чёрно-белые изображения [8].

В отчёте по «Сервейеру-3» [9] (одному из наиболее успешных «Сервейеров») приведено 180 изображений, и ни одного цветного. Попытки получить цветное изображение от «Сервейеров» были, но они закончились неудачно [10]. Результаты обескураживали: из трёх таких изображений, представленных в [8], на одном лунная поверхность – коричневая, на втором – серая, а третьем сфотографирована наша планета (вид с Луны, с «Сервейера»). Так вот наша бело-голубая Земля получилась интенсивно коричневой. Как можно доверять качеству цветопередачи таких «цветных» снимков?

  В итоге, и по данным «Сервейеров» американцы остались при том мнении, Луна - серая [8, п.п.126 - 128].

  Космической же техники, подобной «Зонду-7», которая бы напрямую сфотографировала Луну на цветную фотоплёнку с близкого расстояния, доставила бы плёнку на Землю и тем поставила бы «точку» в размышлениях о цвете Луны, у США не было.

 

  Может быть, автор и упустил из виду какие-то иные обстоятельства. Но это никак не изменит того факта, что ко времени мистификации «полётов на Луну», американские учёные, сотрудничавшие с НАСА, в большинстве своём находились в плену версии серого цвета лунной поверхности. В противном случае не появились бы «аполлоновские» снимки с серой «Луной». К знакомству с некоторыми из них мы и приступаем.

 

Примечание: Автор, как и другие скептики, неоднократно обращался к теме серой американской «Луны», но решил к ней вернуться, потому что материалы обзорной статьи [1] позволяют сделать это на более высоком уровне знаний о цвете Луны, достигнутом за долгий период с 1954 по 2019 год.

 

2. Серая «Луна» на «аполлоновских» снимках НАСА

 

«АПОЛЛОН-8»

 

«Аполлон-8», согласно НАСА, был первым кораблём, который отправился к Луне (декабрь 1968). Он якобы совершил облёт Луны. На илл.3а мы видим, как астронавт «Аполлона-8» торжественно преподносит тогдашнему президенту США Л. Джонсону картину восхода Земли над лунным горизонтом, якобы снятую членами экипажа во время облёта Луны [11]. «Луна» на ней – СЕРАЯ!  То есть, мы присутствуем на церемонии вручения подделки (разумеется, при обоюдном понимании сторон). И выдал подделку именно серый цвет «Луны». Надо полагать, для президента США была подготовлена картина с тем цветом лунной поверхности, который НАСА на тот момент считало самым вероятным. Это означает, что версия серого цвета Луны в то время была в НАСА, если и не единственной, то, во всяком случае, доминирующей.

  Вскоре на посту президента Л. Джонсона сменил Р. Никсон. Картина же продолжала украшать стену президентского кабинета (илл.3б). Луна здесь то ли тёмно-серая, то зеленовато-серая, но никак не коричневая.

Обратите внимание на то, что изображение Земли на президентской картине так вытянуто по горизонтали, что по своей форме напоминает дыню. Земля не может получиться на фотографии с контуром такого вида. При любой фазе освещённости та часть планеты, которая освещена со стороны Солнца, по своему краю чётко следует окружности.

Так что «президентская» картина – это, скорее всего, даже не фотография, а произведение художников НАСА. Может быть, это - просто эскиз, соответствующий хронометражу и астрономическим условиям заявленного облёта Луны. Через много лет, когда появится Интернет, на сайтах НАСА, видимо, как развитие этого эскиза, появится высококачественная фотография точно с таким же сюжетом. Её можно посмотреть по ссылке  https://earthobservatory.nasa.gov/images/144427/all-of-you-on-the-good-earth

   Главное, что мы извлекли из знакомства с президентской картиной, это то, что в НАСА считали Луну серой и в 1968 году, когда мистификация сделала свой первый практический шаг («Аполлон-8»), и в 1969-м, когда мистификация достигла момента кульминации («Аполлон -11»).

 

илл

Илл.3. а) 1968 г. Астронавт «Аполлона-8» преподносит президенту США Л. Джонсону картину восхода Земли над лунным горизонтом, будто бы увиденную членами экипажа якобы во время облёта Луны [11];

б) 1969 г. В Белом доме сменился президент, но картина с серой «Луной» осталась, правда, сменив рамку [12]

 

Пропустим «Аполлон-9», который, согласно НАСА, совершал полёт только по околоземной орбите, и «Аполлон-10», который, согласно НАСА, в мае 1969 года ещё раз облетел Луну. Перейдём сразу к главным «козырям» американской лунной мистификации. Это – прежде всего, «Аполлон - 11», согласно НАСА, совершивший первую высадку на Луне, а затем «Аполлоны -12, 14, 15, 16 и 17», тоже якобы совершившие высадки астронавтов на Луне.

 

«АПОЛЛОН-11»

 

Следующее фото НАСА показывает момент, когда «Аполлон-11» будто бы летит над Луной, и навстречу летящему кораблю из-за горизонта восходит Земля (илл.4).

 

илл

Илл.4. «Аполлон-11» якобы летит над Луной, и навстречу летящему кораблю из-за горизонта восходит Земля.

Скопировано 26-9-2021 https://archive.org/details/AS11-44-6549

 

На фотографии показана не настоящая Луна, потому что она – серая. Надо сказать, что подделка эта очень искусная и правдоподобная. НАСА вложило в неё немало сил и средств, а также результаты работы новейших на то время американских искусственных спутников Земли и Луны.

 

Чего стоит прекрасное изображение самой настоящей Земли, действительно снятое из космоса и с достаточно далёкого расстояния. В статье "Аполлоновские" изображения Земли переданы сверхвысотными спутниками показано, что это изображение НАСА получило со своего геостационарного спутника, висящего на высоте 36 тысяч км над центральной точкой Тихого океана.

А что можно сказать о той серой поверхности, над которой вмонтировано изображение Земли? В статье «Откуда НАСА взяло изображения лунных ландшафтов для своих "Аполлоновских" снимков?» рассказано, что ко времени начала мистификации НАСА с помощью пяти спутников «Лунар Орбитер» получило около тысячи фотографий лунной поверхности с высоким разрешением. Сьёмка велась два года (1966 – 1967 гг.) и охватила около 99% всей поверхности Луны. По материалам «Орбитеров» НАСА создало огромный лунный глобус высотой в двухэтажный дом. Он был рельефным, то есть, поверхность Луны была не нарисована, а вылеплена с горами, равнинами и кратерами. Точность картографической съёмки, осуществлённой «Орбитерами», позволяла в случае надобности макетировать отдельные участки лунной поверхности с особой точностью под заказ исполнения сюжетов типа илл.4. Однако «Орбитеры» не могли подсказать НАСА цвет лунной поверхности, потому что, как сказано выше, они передавали чёрно - белые изображения. И НАСА продолжало считать Луну серой.

 

На снимке илл.5 мы видим командира «Аполлона-11» Нила Армстронга якобы уже на самой Луне. Неподалёку установлен американский флаг. Все три его цвета переданы великолепно, что говорит об отличной цветопередаче всего снимка. Так что, сомневаться в том, что вся окружающая поверхность – СЕРАЯ, не приходится. А серый цвет снова говорит нам о том, что и этот сюжет снят не на Луне.

 

AS11-40-5886 — копия

Илл.5. Н. Армстронг работает около лунного модуля. Снимок сделан якобы на Луне.

Скопировано 26-9-2021    http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/AS11-40-5886HR.jpg

 

«АПОЛЛОНЫ - 12, 14, 15, 16 и 17»

 

В 1969 – 1972 гг. на Луне якобы совершили высадку ещё пять «Аполлонов» (№№ 12, 14, 15, 16 и 17). На сайтах НАСА от этих «Аполлонов» представлено множество фотографий с серой «лунной» поверхностью. Большинство из них выполнено по одному и тому же сюжету (серая поверхность, флаг, астронавт и чёрное «небо»). Поэтому автор выбрал на сайте [13] только по одному типичному снимку на каждый якобы «высадившийся» «Аполлон». Выбор делался с таким расчётом, чтобы обязательно присутствовал американский флаг, как показатель правильности цветопередачи.

 

илл

Илл.6. Астронавты «Аполлона12» (слева) и «Аполлона-14» (справа), сфотографированные якобы на Луне.

http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a12/AS12-47-6896HR.jpg.     http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a14/AS14-66-9232.jpg      

Скопировано 26-9-2021

 

«АПОЛЛОНЫ-15, 16 и 17»

 

   илл 

Илл.7. Слева направо: астронавты «Аполлонна15», «Аполлона-16» и «Аполлона-17», сфотографированные якобы на Луне.

 http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a15/AS15-88-11863.jpg.   http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a16/AS16-113-18340.jpg

 http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a17/AS17-134-20381.jpg.   

Скопировано 26-9-2021

 

 

На илл.8 обозначены те районы Луны, где, согласно НАСА, высадились названные «Аполлоны». Слева показана карта-схема мест высадок, опубликованная НАСА. Справа - те же места, которые указаны на схеме НАСА, но наложенные на фотографию коричневой Луны. Некоторые указанные от НАСА районы высадки приходятся на самые тёмные участки лунной поверхности, некоторые – на более светлые, но все эти районы имеют коричневый цвет.

 

 илл

Илл.8. а) Карта НАСА. Места на Луне, где, согласно НАСА, высадились астронавты «Аполлонов – 11, 12, 14, 15, 16 и 17»;

б) Те же места, нанесённые на фотографию настоящей Луны (автор фото – А. Соловьян).

https://slideplayer.com/slide/13265483/79/images/16/Locations+of+Apollo+missions.jpg   

 

 

3. «Нил Армстронг, не побоюсь этого слова, соврал» [14]

(пропагандистская кампания НАСА по запутыванию вопроса о цвете Луны)

 

  Если посмотреть спецвыпуски американских журналов «Life» и «LOOK» за август 1969 года [15], то можно заметить, что некоторые «аполлоновские» снимки выполнены в коричневых тонах. Их гораздо меньше, чем серых, но они есть. То есть, некоторую страховку на тот случай, если Луна всё-таки окажется коричневой, НАСА предусмотрело.

  А астронавтам было поручено утверждать в своих публичных выступлениях, что цвет лунной поверхности очень переменчив и потому неоднозначен. Эта линия наглядно проявилась в выступлениях Нила Армстронга,

 

МАЙ 1970. ДОКЛАД АРМСТРОНГА НА СЕССИИ КОСПАР

 

  Примечание: Комитет по космическим исследованиям (также КОСПАР от англ. COSPAR — Committee on Space Research) — комитет при Международном совете по науке. Был образован в 1958 году… https://ru.wikipedia.org/wiki/Комитет_по_космическим_исследованиям .

 

  В мае 1970-го Н. Армстронг выступил на XIII Сессии КОСПАР (илл.9) в Ленинграде с докладом «Исследование лунной поверхности» [16]. Вот основные тезисы того, что астронавт рассказал о цвете Луны:

При незначительной высоте Солнца над горизонтом цвет едва заметен или не обнаруживается вообще;

Когда Солнце поднимается над горизонтом до 10°, начинают появляться коричневые и бурые оттенки;

При выходе из кабины обломки пород и частицы грунта имеют темно-серый или угольно-серый цвет».

 

Илл 

Илл.9. Май 1970. Ленинград. XIII-я сессия КОСПАР. С докладом выступает Нил Армстронг (он слева).

https://www.kik-sssr.ru/N.Armstrong_COSPAR.htm

 

Разберём, насколько эти утверждения соответствуют современным знаниям о цвете лунной поверхности, кратко сформулированными в разделе 1, а также некоторым общеизвестным законам оптики.

 

«При незначительной высоте Солнца над горизонтом цвет едва заметен или не обнаруживается вообще» - утверждал Армстронг

Бесцветными могут быть только тела, которые полностью пропускают через себя падающий на них цвет. Например, хорошо вымытое стекло можно считать бесцветным. Существуют почти полностью прозрачные и потому бесцветные мелкие морские животные. А все остальные предметы цвет имеют. Некоторые – какой-то конкретный (красный, зелёный, синий), другие окрашены в так называемые нейтральные цвета (белый, серый, чёрный и их оттенки). А идеально бесцветные предметы (у которых «цвет не обнаруживается вообще») невидимы или почти невидимы (читай Г. Уэлс - «Человек - невидимка»).

 

«Когда Солнце поднимается над горизонтом до 10°, начинают появляться коричневые и бурые оттенки» - продолжал Армстронг.

Между тем, научные данные, полученные с 1954 по 2019 год, говорят о том, что цвет лунной поверхности не зависит от высоты Солнца над горизонтом. Этот давно установленный факт наглядно иллюстрирует современная высококачественная фотография Луны, приведённая на илл.10а. Луна на ней – коричневая от края и до края.

 

новое комби — 3

Илл.10. Современная цветная фотография Луны высокого разрешения, сделанная через телескоп при 200-кратном увеличении.

 Скопировано 26-9-2021      https://gallery.ykt.ru/galleries/fotovideo/2012/08/1103162_0.jpg.

 

Посмотрим на тот участок лунной местности, который выделен белой рамкой и находится у терминатора, то есть, границы, разделяющей освещённую и неосвещённую части Луны. На нижней границе участка высота Солнца над лунным горизонтом составляет примерно 0°, на верхней – те самые 10°, которые называет Армстронг. Справа этот фрагмент показан с увеличением.

Согласно Армстронгу, «коричневые и бурые оттенки начинают появляться» только при подъёме Солнца выше 10°.

Но на фотографии илл.10 видно, что ПРИ ЛЮБОЙ высоте Солнца над горизонтом цвет у лунной поверхности есть, и что он всюду - коричневый. Луна здесь сфотографирована в фазе четверти. Поэтому, если провести взглядом по направлению «снизу - вверх» то высота Солнца на соответствующей местности меняется от 0° у терминатора до 90° в верхней части снимка (там Солнце стоит в зените).

Даже в таком широком диапазоне нет никаких изменений цвета лунной поверхности. Тем более этого нет и в интервале 0° – 10°, про который живописал Армстронг (см. илл.10а и илл.10б). «Бурые или коричневые оттенки» (используем выражение Армстронга) появляются с первыми лучами восходящего Солнца, а с дальнейшим его подъёмом коричневый цвет остаётся неизменным.

Это находится в полном соответствии как с научными данными по цвету Луны (раздел 1, п.2), так и с нашим житейским опытом: зелёная трава будет зелёной и утром, и днём, и вечером, то есть при любой высоте Солнца над горизонтом (короткие периоды розовых земных утренних и вечерних зорь исключаем, поскольку на безвоздушной Луне их нет).

 

Заканчивает Армстронг «цветовой» отрезок своего доклада так:

«При выходе из кабины обломки пород и частицы грунта имеют темно-серый или угольно-серый цвет».

Прямо-таки, какой-то космический хамелеон эта Луна, если послушать астронавта. То её цвет не заметен, то появляются бурые или коричневые оттенки, а как только выйдешь из лунного модуля, так нога наступает на «тёмно - угольно – серый» грунт! Не будем судить строго тех, кто писал астронавту доклад, ведь настоящего цвета лунной поверхности не видели ни они, ни Армстронг.

 

 

НОЯБРЬ 1970. ИНТЕРВЬЮ АРМСТРОНГА на ВВС

 

 

В ноябре 1970-го Армстронг дал большое интервью корреспонденту ВВС Патрику Муру (илл.11). В нём астронавт повторил многое из того, что он рассказывал на ХIII-й сессии КОСПАР. Относительно цвета поверхности Луны в интервью прозвучал только один дополнительный момент:

«Во время полёта вокруг Луны по орбите - следующие особенности: У терминатора это – очень чёрное и очень белое с большим контрастом; по мере продвижения на свет было всё больше градаций серого».

 

AmVu_qRMOjGErcNW83tJgTXOOZQF_qKRXYWzwtK8J1Q36CEmZxiXoXNRkY09CoxMc29wpycSl-EmOeW6S15WW1aokUOBRLaVUjkFzrQXDXsmeQ3EQ4yg30SrftrTfuYkJw

Илл.11. 19 ноября 1970 г. Нейл Армстронг рассказывает о многоцветной Луне корреспонденту ВВС Патрику Муру.

 https://youtu.be/4auKyC9sE7w.    Есть русский перевод: http://bigphils.livejournal.com/18730.html.

Скопировано. 21.05.2018

 

Посмотрите снова на илл.10. Что касается «очень чёрного», то ниже терминатора его достаточно. Иначе и быть не могло: у любого предмета, как бы он не был окрашен, та его часть, которая не освещена, погрузится в черноту. А вот где можно увидеть то «очень белое», о котором рассказывал астронавт? На илл.10 выше терминатора мы видим только коричневый цвет.

 

В общем, и в докладе Армстронга, и в его интервью ВВС, что ни утверждение, то всё - вразрез с современными научными данными и даже просто со здравым смыслом! Вот как высказался на этот счёт коллега А. Бурганов: «В ответах Армстронга наглядно проявилась установка НАСА максимально усложнить картину, чтобы казалось, будто освещаемые вопросы недоступны для понимания «простому смертному».

 

Завершая разбор рассказов Армстронга о якобы цветопеременчивой лунной поверхности, автор хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство: рассказал-то астронавт много чего необычного, но ни на сессии КОСПАР, ни в своём интервью на ВВС Армстронг НЕ ПРИВЁЛ НИ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ в подтверждение своих рассказов. Хотя по другим разделам того же доклада иллюстрации были и во множестве. А без подтверждения иллюстрациями все рассказы Армстронга о цвете Луны – это пустые и ничем не доказанные слова.

 

Примечание: Будучи чистым гуманитарием, корреспондент ВВС П. Мур, конечно, не мог не принять на веру, всё, что рассказал ему знаменитый астронавт, но почему же не последовало никаких возражений от высокого учёного собрания на ХIII-й сессии КОСПАР?

Конечно, есть в этом молчании и известная доля некоего психологического воздействия («ведь это говорит человек, сам побывавший на Луне! Значит, так оно и есть»).  Но главная причина, по мнению автора, состоит в том, что знание коричневого цвета лунной поверхности то время ещё только «пробивало себе дорогу» и было достоянием очень немногих советских астрономов [2, 3], да ещё тех советских специалистов, которые в августе 1969-го с помощью «Зонда-7» осуществили цветное фотографирование Луны.

 

 

4. В сегодняшнем Интернете американская «Луна» год от года всё больше коричневеет

 

Конечно, в наши дни НАСА известно, что Луна – коричневая. Недаром в Интернете выложено много фотографий коричневой Луны, в том числе и за авторством НАСА. Но фотографии с серой «аполлоновской» «Луной» уж слишком широко «расползлись» по Интернету. Трудно быстро исправить эту ситуацию. Но НАСА активно работает в этом направлении. Приведем три примера перекрашивания серой «Луны» в коричневую.

 

На илл.12 показаны две фотографии одного и того же восхода Земли над лунным горизонтом, якобы сфотографированного астронавтами «Аполлона-11». Слева нижележащая поверхность – серая (это – повтор илл.4). А справа поверхность «Луны» - тёмно-коричневая.

 

  перекрашивание восхода а11

Илл.12. Две фотографии НАСА из одного источника.

Земля над лунным горизонтом, якобы сфотографированная астронавтами «Аполлона-11»: а) «Луна» - серая, б) «Луна» - тёмно-коричневая

Адреса: а) https://archive.org/details/AS11-44-6549   или https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/archive/1/15/20140321080034%21View_from_the_Apollo_11_shows_Earth_rising_above_the_moon%27s_horizon.jpg

б) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:View_from_the_Apollo_11_shows_Earth_rising_above_the_moon%27s_horizon.jpg

скопировано 26-9-2021

 

Три адреса выделены серым фоном по следующей причине:

По адресу «б» Вы первым делом видите восход над коричневой Луной (то есть илл.12б). Но ниже этой фотографии следует довольно пространный текст. Спустившись по тексту в раздел «История файлов», вы вдруг обнаружите иконку того же самого восхода, но с серой Луной, которая кликом открывается в полноценную фотографию илл.12а.

Получается, что и «Земля над серой «Луной», и «Земля над коричневой «Луной» опубликованы в одном источнике (адрес «б»), причём без каких-либо пояснений шокирующего разнобоя в цвете американской «Луны». Дескать, сами разбирайтесь!

 

Вот второй пример перекрашивания:

На илл.13а приведен скан ПЕЧАТНОЙ страницы из журнала «Америка», распространявшегося в СССР в годы политики «разрядки». Эта страница сохранилась в личном архиве автора. Она датируется примерно 1969 – 1970 годом (более точно автор за давностью лет не помнит). Над якобы лунной поверхностью летит лунный модуль «Аполлона-11». Но поверхность эта – опять же не лунная, потому что она – серая.

На илл.13б приведена эта же фотография, но уже скопированная с современного сайта НАСА. Здесь поверхность американской «Луны» заметно покоричневела.

На илл.13в, на той же фотографии, тоже заимствованной из современного Интернета (со ссылкой на НАСА) коричневая краска так щедро «пролита», что коричневым стал даже лунный модуль.

 

https://manonmoon.ru/articles/st91.files/image013.jpg

 

Илл.13. Трансформация одного и того же снимка со временем.

а) 1969 г. Фотография из иллюстрированного журнала «Америка», распространявшегося в СССР в годы разрядки. (Из архива автора).

б) Фотография из Интернета со слегка коричневатой Луной (на горизонте), взятая с современного сайта НАСА

в) Фотография из Интернета с совершенно коричневой Луной

https://knife.media/wp-content/uploads/apollo11return_nasa_big-1024x768.jpg

 http://loveopium.ru/news/nil-armstrong.html.  со ссылкой «Фото NASA | Handout | Reuters» и  http://loveopium.ru/content/2012/08/armstrong/918.jpg.

Скопировано 26-9-2021

 

Последний, третий пример перекрашивания заимствован из статьи доцента ВГИК, кинооператора Л.В. Коновалова «79. Почему кино - фотоматериалы «Аполлонов», снятые на поверхности Луны, являются недостоверными?» [17]. В этой интересной статье он, в частности, пишет и о перекрашивании:

«Сейчас снимки НАСА активно перекрашиваются. Если на официальном сайте НАСА на снимке AS11-37-5445 Луна выглядит ещё серой (илл.14, снимок слева), то на сайте "К Луне" (tothemoon) тот же кадр (илл.14, снимок справа с тем же самым регистрационным номером НАСА) - уже насыщенно коричневый».

 

илл

Илл.14. Ещё одна перекраска «Луны», видимой под «Аполлоном-11», якобы летящим над Луной. Снимок НАСА AS11-37-5445.

Подпись Л. Коновалова: Командный модуль якобы на фоне Луны.

Подпись НАСА к тому же снимку»: «Columbia shortly undocking»«Колумбия» (ком. модуль «Аполлона-11») сразу после расстыковки (с лунным модулем)

 

 

По мнению автора данной статьи, НАСА разбивает свою работу по исправлению ошибки с серой «Луной» на два этапа. На первом – решается задача просто запутать неискушённого читателя, на втором же – «аполлоновские» снимки с серой «Луной» просто исчезнут из Интернета, а останутся только перекрашенные снимки. Автор полагает, что эта работа будет закончена в кратчайшие исторические сроки.

Поэтому особую значимость приобретают устные заявления астронавтов, сделанные в самом начале «полётов на Луну», когда НАСА ещё не прибегло к версии о «цветопеременчивой Луне». Об этом автору напомнил коллега В. Насенник. Он прислал ссылки на выступления нескольких «аполлоновских» астронавтов, где они заявляют об однозначно сером цвете Луны. Некоторые из этих ссылок – «интернетовские». Стало быть, они в любой момент могут быть удалены или искажены. Поэтому автор решил, что будет достаточно ограничиться примерами, которые зафиксированы в печатной книге [18], которая у автора есть. Поскольку «что написано пером, не вырубишь топором».

 

5. Что рассказывали астронавты «Аполлона-8» о цвете Луны, которые ещё не получили установку НАСА о «цветопеременчивой Луне»

 

Известный писатель по истории космической гонки и страстный поклонник программы «Аполлон» Ярослав Голованов в своей книге «Правда о программе APOLLO» [18] пишет, в частности и о миссии «Аполлон-8». Хотя книга выложена в сети по многим адресам, здесь автор цитирует её ПЕЧАТНОЕ издание:

ЯГ, с.114:

«На орбите Луны мы вели себя, как туристы в автобусе, - вспоминал Ловелл, - всё время слышались возгласы: «Ой, смотри!.. Ой, смотри, что здесь!..». ЭТО ЧЁРНО-БЕЛЫЙ МИР, В КОТОРОМ НЕТ НИКАКИХ ЦВЕТОВ».

ЯГ, с. 118 -121:

«В 1968 году Фрэнк Борман побывал в Советском Союзе, был гостем Звездного городка. И сегодня стоит у меня перед глазами яркий день зеленого июня… Ну и, конечно, нельзя было удержаться, чтобы не расспросить «живого Бормана» о том, как выглядит Луна?

«ЛУНА СЕРАЯ. ВСЕ ОТТЕНКИ СЕРОГО, ОТ ЧЁРНОГО ДО БЕЛОГО» - ответил Борман. 

Примечание: Я. Голованов несколько ошибся в датах в своих воспоминаниях. Визит Ф. Бормана в Звёздный состоялся в первой декаде июля 1969 года, то есть, буквально за неделю до старта «Аполлона-11». Но для темы нашей статьи эта неточность несущественна.

 

Итак, астронавты «Аполлона-8» утверждали, что в декабре 1968 года, якобы облетая Луну, они видели её ОДНОЗНАЧНО СЕРОЙ БЕЗ КАКИХ НИКАКИХ ИНЫХ ЦВЕТОВ! Неудивительно, что президенту Л. Джонсон была торжественно преподнесена картина именно с серой Луной (илл.3). В мае 1970-го Нил Армстронг впервые озвучит её на ХIII-й сессии КОСПАР версию НАСА о цветопеременчивой Луне. Напомним – расскажет, но ничего не покажет! И ещё долгое время на «аполлоновских» снимках «Луна» оставалась серой (илл.4 – илл.7). Но затем НАСА приступило к перекрашиванию «аполлоновских» снимков (илл.12 – илл.14).

 

 

6. Заключение

 

Чтобы можно было одним взглядом оценить основной тезис данной статьи, на илл.15 представлен общий коллаж, составленный из нескольких рассмотренных фотографий. И на всех этих фотографиях Луна показана серой. Значит, это не настоящая Луна, потому что настоящая Луна – коричневая (илл.16)!

 

илл

   Илл.15. Обобщающий коллаж типичных иллюстраций по теме серой американской «Луны»

 

 

из статьи АК с его коррекцией

Илл.16. Настоящая Луна – коричневая!

(повтор илл.1а)

 

Серый цвет американской «Луны» – это крупный и очень наглядный просчёт мистификаторов. Важно то, что распознание подделок с серой «Луной» не требует каких-либо специальных технических знаний. Достаточно знать только то, что Луна – коричневая.

 

БЛАГОДАРНОСТИ

 

Автор выражает глубокую признательность А. Бурганову, Л. Коновалову, Д. Кропотову, А. Кудрявцу, В. Насеннику, Ю. Соломонову и А. Фальковскому за полезную критику и помощь в работе над этой статьёй.

 

Ссылки:

 

1. Попов А.И. Коричневый цвет Луны - установленный научный факт! (август 2021)

2.  БСЭ, 2-е. изд., т.25, с. 471. https://docs.google.com/file/d/0B7JibVG2qFnoV1d0aXNOVnhaNmM/edit?pli=1 скоп. 10.8.2018

3. Н.Н. Сытинская. «Природа Луны». М., Физматгиз, 1959. с. 122 – 123

4. Советские журналы, опубликовавшие в 1969 году цветные снимки, сделанные «Зондом-7» (всё скопировано 10.8.18). В этих трёх журналах лунная поверхность показана в четырёх различных цветах:

 а) «Наука и жизнь» №11 (ноябрь)  http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/_%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27_1969_.html.

  http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27,1969,N11.%5Bpdf%5D.zip.

б) «Знание – сила» №№ 10 и 11 (октябрь и ноябрь). Две фотографии Луны из №10  http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/z-s/1969/10/4-5.pdf.

Фотография Земли - обложка №11 http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/z-s/1969/10/4-5.pdf.

в) «Земля и Вселенная» №6 (декабрь).

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/Z/%27%27Zemlya_i_Vselennaya%27%27/_%27%27ZiV%27%27.html#1969.

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/Z/%27%27Zemlya_i_Vselennaya%27%27/%27%27Zemlya_i_Vselennaya%27%27,1969,N06.%5Bpdf%5D.zip

5. Ю. Соломонов. Почему у американцев Луна серого цвета?

6. Программа «Орбитер» скопировано 10-12-2019

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80_%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0).

7. Программа «Сервейер» скоп10-12-2019

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0).

8. Конференция НАСА (1968). SP-168 EXPLORING SPACE WITH A CAMERA https://history.nasa.gov/SP-168/section2a.htm  

https://history.nasa.gov/SP-168/section2b.htm   в разделах  50 – 128

9. Пресс-релиз НАСА ««Сервейер-3» https://www.lpi.usra.edu/resources/mapcatalog/Surveyor/press_releases/surveyor_III/      скопировано10-12-2019

10. Л.В. Коновалов. http://leonidkonovalov.ru/meeting/moon/?ELEMENT_ID=392

Биографическая справка о Л. Коновалове (с сайта http://bigphils.livejournal.com/28994.html ):

Окончил операторский факультет ВГИК и аспирантуру НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей — «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках» (1997 г.). Основное место работы – ВГИК. Доцент кафедры Аудиовизуальных технологий и технических средств, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете — «Теория и практика монтажа».

11. Борман и Джонсон. Коллекция кино - и телематериалов   А-8 "Apollo 8:Leaving the cradle" («Аполлон-8: Покидая колыбель») на 3х DVD дисках производства компании www.Spacecraftfilms.com 

Диск 3. Кассеты с киноматериалами экспедиции Аполлон-8

Кассета H http://www.manonmoon.ru/addon/a8-film/16mH_CSM_Separation_Lunar_Orbit.Dub.avi

Кассета I http://www.manonmoon.ru/addon/a8-film/16mI_Lunar_Surface.Dub.avi

Кассета J http://www.manonmoon.ru/addon/addon/a8-film/16mJ_Lunar_Surface.Dub.avi

Кассета K http://www.manonmoon.ru/addon/addon/a8-film/16mK_Lunar_Surface_from_orbit.Dub.avi

Кассета Q http://www.manonmoon.ru/addon/addon/a8-film/16mQ_Lunar_Surface_from_orbit.Dub.avi

Кассета R http://www.manonmoon.ru/addon/addon/a8-film/16mR_Interior_Spacecraft.Dub.avi

12. Ю. Елхов. "ТЕХНОЛОГИЯ ЛЖИ или ПОКА ЖИВУТ НА СВЕТЕ ДУРАКИ" (фильм первый). 19 апреля 2021. https://zen.yandex.ru/media/id/6070dcbbd930ca190fa75c8c/tehnologiia-lji-ili-poka-jivut-na-svete-duraki-film-pervyi-607c83c6bdb4bd6b0952d89b     скопировано 9-9-2021

Эпизод «Никсон беседует с Луной через Неваду» начало эпизода - 44 мин 25 сек по таймеру фильма.

13. АПОЛЛОАРХИВ ГАЛЕРЕЯ      http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html

14. Алегоров. «Цвет Луны и Солнца из космоса в значениях RGB и цветовой температуры». https://habr.com/ru/post/444556/

15. Спецвыпуски журналов «LOOK» и «Life» за август 1969 года:

http://www.manonmoon.ru/addon/look/look.html           и        http://www.manonmoon.ru/addon/life/life.html скопировано из оригиналов, хранящихся в личном архиве автора.

16. Н. АРМСТРОНГ. «Исследование лунной поверхности» Доклад, прочитанный на XIII Сессии КОСПАР (Ленинград, май 1970 г.)

https://www.kik-sssr.ru/N.Armstrong_COSPAR.htm      скопировано июнь 2021

17. Л.В. Коновалов. «79. Почему кино - фотоматериалы "Аполлонов", снятые на поверхности Луны, являются недостоверными?»                  

https://zen.yandex.ru/media/id/5e4ac3dd5033cf582d873b74/79-pochemu-kinofotomaterialy-apollonov-sniatye-na-poverhnosti-luny-iavliaiutsia-nedostovernymi-614298875da5da506b2aaedc?&utm_campaign=dbr

18. Я. Голованов. «Правда о программе Apollo», М., «Яуза/ЭКСМО», 2000 г. Здесь высказывания астронавтов «Аполлона-8» Ф. Бормана и Д. Ловелла цитируется по ПЕЧАТНОМУ изданию, которое имеется у автора. См. также http://modernlib.ru/books/golovanov_yaroslav/pravda_o_programme_apollo/read_5/

 

Доктор физ/мат наук Попов А.И., сентябрь 2021