К афере «Союз – Аполлон»: ложь о бодром самочувствии космонавтов после приземления «Союза-19».

(полный вариант статьи)

 

 

Согласно официальной пропаганде в июле 1975 года в рамках советско-американской программы ЭПАС (Экспериментальный Полёт «Аполлон – Союз») состоялась встреча на орбите и стыковка советского корабля «Союз-19» и американского корабля «Аполлон». Согласно исследованиям автора и других скептиков никакой встречи на орбите не было, потому что «Аполлон», как реальный космический корабль никогда не существовал. Мотивы, цели и общее содержание совместной глобальной аферы ЭПАС вскрыты в работах [1 - 5] и здесь не обсуждаются.

Цель данной работы – осветить частный, но весьма важный аспект этой аферы, а именно, ложность официальной информации об отличном самочувствии наших космонавтов сразу после приземления.

 

1. Служебная фотография разоблачает официальную версию событий

 

Космонавтам, летавшим на орбиты после 1975 года, когда на космических орбитах началась стабильная эксплуатация советских орбитальных станций, незнакомы те угрозы для здоровья, которые приходилось переносить космонавтам первых 14-15 лет космической эры. Дело в том, что современные космонавты из всего своего пребывания в невесомости проводят в тесных космических кораблях очень малую долю времени. В наши дни космические корабли используются только как «такси» для доставки космонавтов на орбитальную станцию и возвращения их на Землю после окончания космической вахты. Полёт «такси» в одном направлении занимает лишь несколько часов [6]. А всё остальное время (иногда – многие месяцы) космонавты живут и работают на орбитальной станции. Там достаточно просторно, и имеется возможность свободно двигаться. Кроме того, на станции есть тренажёры для занятия физическими упражнениями. Регулярные занятия на тренажёрах позволяют космонавту поддерживать состояние своего организма на хорошем уровне и противостоять вредному влиянию невесомости.

А первые космонавты весь свой полёт от начала и до конца проводили тесных космических кораблях, поскольку орбитальные станции ещё не были созданы. Свобода движений в корабле очень ограничена (медики это называют гиподинамией), ни для каких тренажёров места нет. Вредоносный дуэт из гиподинамии и невесомости десятикратно умножает силы этих врагов здоровья, что приводит к быстрому ослаблению всего организма космонавта. Тело его с пугающей скоростью становилось немощным и дряблым. Расплата за это наступала во время спуска с орбиты при возвращении на Землю, когда на космонавта обрушиваются перегрузки, соответствующие его пятикратному весу.

В итоге уже после пятисуточного полёта в корабле некоторые космонавты после приземления не могли сами идти (возвращение «Союза-5»), а после 18-суточного полёта космонавты вернулись на Землю в предынфарктном состоянии, закончившимся для одного из космонавтов двумя инфарктами (возвращение «Союза-9»).

Для сравнения, космонавт В. Поляков, работая на орбитальной станции «Мир», пробыл на орбите в 23 раза дольше (438 суток) и вернулся на Землю без особых последствий для своего здоровья.

Всё это подробнейшим образом описано в работе [7], но нам потребовалось краткое напоминание, поскольку именно это знание пробудило  недоверие к официальной информации о состоянии космонавтов «Союза-19» сразу после приземления.

Космонавты А. Леонов и В. Кубасов весь полёт провели в корабле «Союз-19». Они пробыли на орбите 6 суток. Это существенно меньше, чем роковая черта в 18 суток «Союза-9», но на сутки больше, чем занял полёт «Союза-5». Так что трудности типа «тяжело стоять, тяжело идти» ожидали их на Земле.

 

Служебная фотография

 

На илл.1 показана служебная фотография, снятая на месте приземления «Союза-19». Она опубликована в электронной книге [8], вышедшей в 2000-м году, то есть через 25 лет после события. Автор книги – И.В. Давыдов, начальник одного из отделов советского Центра подготовки космонавтов (ЦПК) Подпись под оригиналом фотографии гласит: «21 июля 1975 г. Приземлились А. Леонов и В. Кубасов. Съемку - отчет ведет И. Давыдов».

 

илл  

Илл.1. Служебная фотография, сделанная на месте приземления «Союза-19» [8].

Подпись под оригиналом снимка: «21 июля 1975 г. Приземлились А. Леонов и В. Кубасов. Съемку - отчет ведет И. Давыдов»

 

На носилках лежат космонавты «Союза-19». Над ними склонились пять врачей. Их легко узнать по марлевым повязкам. Стоят четыре офицера в обычной летней форме ВВС и в фуражках. Один человек снимает на кинокамеру. Это, похоже, и есть сам И. Давыдов. (В книге [8] есть его портрет). Скорее всего, кадры этой киносъёмки были строго засекречены, потому что за прошедшие несколько десятилетий мы их так и не увидели.

Никаких интервью космонавты не дают! Да, и странно было бы давать интервью, лёжа на носилках. На заднем фоне видны выстроившиеся по военному ровные ряды автотранспорта, прибывшего к месту приземления. В общем, строго рабочая обстановка.

 

Три официальных фотографии

 

На илл.2 представлены три официальные фотографии,  взятые из сборника «Союз и Аполлон» [9], вышедшего в 1976 году в Политиздате – главном партийном издательстве СССР. Более официальный открытый советский источник по итогам программы ЭПАС вряд ли можно найти. Автором оригиналов всех трёх фотографий является известный советский фотокорреспондент А.С. Моклецов.

 

илл

Илл.2. Три официальные фотографии, якобы снятые на месте приземления «Союза-19» [9б-в].

а) космонавты дают интервью. Подпись под оригиналом снимка: «21 июня, 13: 51. «Союз-19» совершил мягкую посадку. А. Леонов и В. Кубасов после приземления» [9б];

б, в) А. Леонов и В. Кубасов расписываются на спускаемом аппарате «Союза-19». Подпись под оригиналом снимка илл.2в: «В первые минуты после приземления»  [9в]

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/261.jpg     http://cdn12.img22.ria.ru/images/108489/31/1084893193.jpg

https://img.gazeta.ru/files3/165/7639165/upload-TASS_8083-pic4_zoom-1000x1000-97324.jpg

 

Главное и притом разительное отличие всех трёх официальных фотографий от служебной фотографии илл.1 состоит в том, что космонавты выглядят бодрыми и энергичными, хотя по утверждению Л. Дульнева, А. Леонова и В. Кубасова [9б-в], все эти фотографии сделаны сразу после приземления.

Как общий комментарий к этим трём фотографиям, используем строки из статьи Л. Дульнева [9б], напечатанной в сборнике [9а]:

«13 часов 50 минут 51 секунда. Спускаемый аппарат «Союза» на Земле. Вертолет сел рядом буквально через минуту. Быстро открылся люк. Первым вышел Валерий Кубасов, потом Алексей Леонов. Кто-то подал им мел. На закопченном боку «Союза» появились размашистое «Спасибо!» и подписи...

– Мы с Валерием очень рады, что совместная работа с экипажем корабля «Аполлон» прошла успешно, – сказал, счастливо улыбаясь, командир «Союза-19».

Подоспели врачи. Первое медицинское обследование космонавтов. Состояние здоровья в норме».

Итак, по официальной информации космонавты, едва покинув корабль, оставляют на нём свои автографы и тут же дают интервью обступившим их корреспондентам. А по служебной информации они после приземления лежат на носилках. Какой же информации доверять? Тут у автора нет сомнений – конечно, служебной!

 

Об информации для «своих» и для «всех остальных»

 

Служебная информация предназначена только для непосредственных исполнителей и руководителей работы и для высшего руководства. За недостоверную служебную информацию могут жёстко наказать.

Официальная же информация же предназначена для  всех остальных, то есть для широчайшей аудитории. И далеко не всегда официальная информация отражает то, что было на самом деле.

Например, как отмечалось, космонавты «Союза-9» после 18-суточного полёта приземлились в предынфарктном состоянии. Это – служебная информация, опубликованная через много лет. А в официальном сообщении ТАСС от 20 июня 1970 года было дважды отмечено совсем иное: «Космонавты товарищи Николаев Андриян Григорьевич и Севастьянов Виталий Иванович после приземления чувствуют себя хорошо. Проведенное на месте встречи оперативное медицинское обследование показало, что космонавты хорошо перенесли длительный космический полет» [10].

Другой пример: в течение полувека американская государственная организация НАСА официально утверждает, что американские астронавты высаживались на Луну, а официальный Роскосмос вторит ей. Тем не менее, сомнения в реальности полётов на Луну всё более крепнут.

Понимание назначения официальной информации избавит нас от излишней доверчивости, тогда как официальные фотографии илл.2а-в при более близком знакомстве сами расскажут нам, в чём состоит их подделка. «Качественную» подделку можно опознать только по отдельным, казалось бы, мелким деталям. И только сложенные вместе, они составят вполне отчётливую картину.

 

2. Врачи встречают космонавтов первыми!

 

Ведущую роль на этапе эвакуации космонавтов из приземлившегося корабля играют медики.

Ветеран Байконура Н. Лебедев, участник многих спасательных партий сообщает: «Медики извлекали космонавтов из капсулы и укладывали их на носилки…» [11].

Автор статьи «Медицинское обеспечение после посадки» пишет: «Эвакуация космонавтов на месте посадки осуществляется под руководством начальника медицинской бригады» [12].

            Главный врач спасательной партии Н. Филатов в телефильме «Космос. Возвращение домой» говорит [13]:

«Только в момент раскрытия парашюта перегрузки достигают таких величин, что вес космонавта увеличивается в 5 раз. Далеко не каждый космонавт может вынести такое. Поэтому врач должен быть на месте посадки одним из первых» (момент 05:41)».

 На илл.3 показана подборка фотографий, относящаяся к возвращению разных «Союзов».

 

Медики всегда рядом 

Илл.3. Врачи – рядом!

а) корабль ещё не открыт, а медики в белых халатах уже рядом; б) первая проверка здоровья;

в) космонавтов несут в полевой госпиталь.

http://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/897958/     

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a9/0000c4f8-b8997d01/img38.jpg         http://umm4.com/photo/russkii-souz-prizemlenie-iz-kosmosa-03.jpg

 

Видно, что когда приземлившийся корабль ещё не открыт, врачи уже стоят около него. И после извлечения космонавтов они рядом с космонавтами! Это мы видим и на служебной фотографии илл.1.

            А найдите хотя бы одного врача рядом с Леоновым и Кубасовым на любой из официальных фотографий илл.2. По Л. Дульневу, космонавты уже и автографы на корабле поставили, и торжественное заявление для СМИ сделали, и только тогда врачи «подоспели», Но если «первое медицинское обследование космонавтов» состоялось после интервью, то, следовательно, интервью прошло без разрешения врачей и при неустановленном состоянии здоровья космонавтов! Вы в это верите?

            Неужели «Союзу-19» достались ленивые врачи? Проще представить то, что описание Л. Дульнева не соответствует действительности.

 

3. Шесть вопросов по официальным фотографиям

 

О чём рассказали наручные часы обоих космонавтов?

 

            Опираясь на описание Л. Дульнева, можно составить интересный хронометраж.

            «Союз-19» приземлился в 13 ч 51 мин» (это время подтверждают все источники). Вертолёт сел «буквально через минуту» (так при штатном возвращении всегда и происходит).  Это – 13:52.

            «Быстро открылся люк». Как быстро? «Союз-19» приземлился штатно, а в этом случае космонавты не имеют права сами открывать люк. Это делают представители разработчика корабля, то есть, ЦКБМ (современное название – РКК «Энергия»). А им нужно ещё подбежать к кораблю, убедиться, что с ним всё в порядке, и только тогда открывать люк. Дадим на всё это пять минут (согласитесь: высокий темп). Тогда люк открылся в 13:57.

            Далее, пройдёт хотя бы одна минута, пока  одетые в скафандры космонавты один за другим покинут тесный корабль. Получается, что космонавты покинули корабль в 13:58 (не ранее!).

 

илл

Илл.4. Наручные часы космонавтов показывают  время интервью. Это – 14-00

 

            До интервью, между тем, осталось не более двух минут. Действительно, коллега Д. Кропотов обратил внимание автора на наручные часы космонавтов. Взгляните на илл.4. Космонавты носят по паре наручных часов: одни на рукаве лётного костюма (1 и 3), другие поверх рукава скафандра (2 и 4) [14]. Циферблат часов (4) скрыт, но на остальных трёх часах видно время интервью – 14:00. Оставшиеся две минуты (с 13:58 до 14:00), если верить Л. Дульневу, были переполнены событиями сверх всякой меры.

 

Автографы: как объяснить неувязку со временем их написания?

 

Согласно Л. Дульневу космонавты ещё до начала интервью якобы успели расписаться на корабле. Учитывая важность момента, это надо было сделать с достоинством и без видимой спешки. Ведь, эту церемонию фотографируют. Кроме того, нужно хотя бы словечком перекинуться с окружением, как это, например, делает Леонов (илл.5). С известным напряжением, однако, можно бы за пару оставшихся минут уложиться.

Но в этом месте в стройные повествования Л. Дульнева [9б] и обоих космонавтов [9в] вмешиваются показания наручных часов В. Кубасова. К примеру, А. Леонов и В. Кубасов пишут в статье [9в], что автографы они начертали «В первые минуты после приземления», а  наручные часы В. Кубасова в тот самый момент, когда он ставит автограф, показывают 15-00. Но, ведь согласно Л. Дульневу автографы начертаны до интервью, а оно состоялось в 14-00.

Кто говорит правду? Дульнев и космонавты или часы? Автор полагается на часы, потому что они идут вне зависимости от предпочтений рассказчиков. (Между прочим, в 15 часов космонавты уже давно должны были лететь в спасательном вертолёте по пути в госпиталь Байконура). Неувязка получается!  

 

илл

Илл.5. А. Леонов беседует в тот момент, когда В. Кубасов ставит автограф.

Наручные часы Кубасова показывают время начертания им автографа – 15-00.

(фрагменты официальных фотографий илл.2б и илл.2в)

 

Если же считать, что рассматриваемые фотографии сняты не в день приземления «Союза-19» и не на месте его приземления, то в любой другой день график времени для проведения интервью и для написания автографов будет свободным и по длительности и по очерёдности.

 

Куда пропал автотранспорт спасательной группы?

 

На служебной фотографии илл.1 машины уставили весь дальний план в границах угла зрения объектива фотоаппарата.             А что мы видим на официальных фотографиях илл.2б и илл.2в? На илл.6 два фрагмента из этих двух фотографий сравниваются с соответствующим фрагментом служебной фотографии. Один фрагмент содержит только маленький кусочек дальнего вида, тогда как другой уже довольно большой отрезок горизонта.  По расположению надписи «спасибо» видно, что эти фотографии сняты с диаметрально противоположных направлений относительно сторон света. Но найдите хотя бы одну машину на дальних планах этих фотографий. Их там нет,

 

илл

Илл.6. Почему на официальных фотографиях не виден автотранспорт спасательной группы?

 

Или к моменту написания автографов автотранспорт по непонятной причине быстро скрылся, или же в той местности, где писались автографы, спасательной техники просто не было.

 

Куда делся корабль?

 

            Фотография илл.2а снята с очень близкого расстояния. Там корабль мог и не попасть в кадр, даже если он находился в паре метров справа или слева. Но есть фотография этого же интервью, снятая широким планом (илл.7). Корабля на ней тоже нет!

 

2 пропал

Илл.7. .Фотография эпизода «Интервью», снятая широким планом

[12]  и  https://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_08.jpg

 

            Для того чтобы корабль не попал в кадр такой широкой фотографии, космонавты, расписавшись на корабле, должны были всего две минуты (столько оставалось до интервью) убежать от корабля подальше. А за ними должны проследовать корреспонденты и иже с ними.

            Или другой вариант: фотограф почему - то  попросил всех присутствующих закрыть своими спинами корабль.

            Но более правдоподобен третий вариант: раз на широкой фотографии корабля нет, значит, она снята не на месте посадки «Союза-19».

 

Кто эти люди в беретах?

 

На служебной фотографии вокруг лежащих на носилках космонавтов видны офицеры ВВС в типовой форме и в фуражках (см. фрагмент на илл.8). На официальной же фотографии стоящих космонавтов окружили статные молодцы военного вида и в беретах. На беретах лётные крылышки, но без привычной звезды, а под крылышками приделана эмблема «Союз – «Аполлон».

 

люди в беретах

Илл.8. Слева – фрагмент служебной фотографии, справа – официальной

 

            Коллега А. Бурганов написал автору по этому поводу следующее:

«Кроме эмблемы «ЭПАС», на кокарде есть значок, напоминающий эмблему ВВС, но без пятиконечной звездочки. Форма одежды - без знаков воинских отличий. Похоже, что для съёмки «бодрого» интервью были привлечены люди, переодетые в специально пошитую форму. Особенно «умиляет» убранная с глаз долой из эмблемы ВВС пятиконечная звезда, видимо, чтобы не раздражать заокеанских партнеров по афере».

            В общем, эти мóлодцы в беретах не похожи ни на спасателей, ни на врачей. А вот на статистов они похожи.

 

Зачем заретуширован трос?

 

                        Официальная фотография илл.2а содержит одну простую, но очень существенную подделку по отношению к оригиналу. Увидеть её поможет подборка илл.9 – 11.

 

  илл

Илл.9. Слева: фрагмент фотографии интервью илл.7, снятой с дальнего расстояния. Автор – А.С. Моклецов;

Справа: фотография интервью, снятая вблизи. Автор – А.С. Моклецов;

https://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_08.jpg  

https://www.roscosmos.ru/media/gallery/big/297/1302696155.jpg

 

 

            Слева на илл.9 слева показан фрагмент фотографии илл.7. В левом верхнем углу виден трос.

            Справа показана оригинальная фотография А.С. Моклецова, снятая вблизи. Обратите внимание на то, что в верхнем левом углу снова виден трос.

            Теперь посмотрите на официальную фотографию илл.2а. Общая её композиция совпадает с «моклецовским» оригиналом илл.9 (справа) во всём, кроме того, что троса на ней нет. Это особенно хорошо видно на двух увеличенных фрагментах, представленных на илл.10.

 

комби - копия2

Илл.10. Сверху: фрагмент «моклецовской» фотографии. Виден трос.

 Снизу: фрагмент официальной фотографии. Трос заретуширован.

https://www.roscosmos.ru/media/gallery/big/297/1302696155.jpg

http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/soyuz-i-apollon/261.jpg

 

            Эта подделка имеет принципиальное значение. Действительно, «Союз-19» приземлился штатно. Это означает, что он приземлился в том обширном районе (примерно 40 км в диаметре), который специально выбран для посадок «Союзов».  Это – ровная, голая степь, где нет никаких искусственных сооружений (илл.11).

 

21-11 место приземления - копия (2)

Илл.11. Так выглядит место приземления корабля в штатном районе посадки «Союзов»

(снято со спасательного вертолёта) [13]

 

            Автор спросил Н. Лебедева, не устанавливаются ли на месте приземления корабля какие-либо временные мачты с тросовыми растяжками? «Нет! – ответил ветеран Байкнура, - В этом нет никакой необходимости!».

            Тогда понятно, почему трос на официальной фотографии заретуширован: это трос однозначно указывает на то, что оригинальная фотография снята не в районе посадки корабля. А раз так, то на официальной фотографии трос должен исчезнуть. Ведь, согласно Л. Дульневу космонавты дали интервью на месте приземления и буквально за считанные минуты после приземления. И трос на официальной фотографии был заретуширован.

           

4. Восстановим ход съёмки интервью

 

Известные фотографии эпизода «Интервью» позволяют приблизительно восстановить ход его съёмки.

 На илл.12а показан момент, когда интервью должно вот-вот начаться. На место съёмки прибыли один корреспондент (судя по последующей композиции – ведущий интервью) и космонавты, одетые по такому случаю в скафандры. Других людей немного: «раз – два, и обчёлся»! На месте посадки космического корабля ждать публики не пришлось бы. Вокруг стеной стояли бы люди.

Над головами ожидающих видны два натянутых троса (1 и 2). Они явно идут от какой-то мачты, скрытой за левой границей кадра.

Позади виден вертолёт. Чуть дальше справа из-за головы Леонова и ещё чьей-то головы (от которой виден только берет) торчат лопасти ещё одного вертолёта. Обычно стоянки вертолётов располагаются на краю аэродромного поля. Широкое поле аэродрома позволяет фотографу запечатлеть на заднем плане очень далёкую линию горизонта. Тогда создаётся впечатление степного простора, даже если съёмка ведётся в Подмосковье.

 

новый триптих - копия

Илл.12. Три момента съёмки эпизода «Интервью».

а) перед началом интервью. Ожидание «народа»; б) интервью началось при неполном стечении «массовки»;

в) оптимальный момент интервью по композиции и наполненности кадра.

http://soyuz-apollo.gmik.ru/images/21-1.jpg

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkWVo8y8g0hO1VFkaPlYpxzKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

https://www.roscosmos.ru/media/gallery/big/297/1302696155.jpg

 

На илл.12б интервью уже началось. Границы кадра немного сместились. Видны уже три троса (1, 2 и 3) – три растяжки, удерживающие мачту, видна какая-то связка прутьев (4), которую автор по незнанию её назначения условно назвал «метёлочкой». Видна и сама мачта (5) и некий свободно свисающий провод (6). Все это мы увидим на следующей фотографии, снятой на азродроме.

Илл.12в. Подошли другие корреспонденты и статисты в беретах. Народу хватает. Трос виден уже один – видимо точка съёмки опять сместилась. Фото получилось интересное. После замазывания троса эта фотография была принята, как официальный вариант, включена в сборник «Союз – Аполлон» [9а] и представлена, как якобы снятая сразу после выхода космонавтов из корабля. Это и будет илл.2а.

 

5. Интервью снято на аэродроме.

«Метёлочка» окончательно разгоняет остатки «тумана» сомнений

 

Оказывается, на аэродромах применяются мачты с тросовыми растяжками и характерной «метёлочкой» (илл.13). На вершине таких мачт устанавливается ветровой конус или в просторечии «колбаса». Назначение «метёлочки» разъяснил автору читатель С. Борщов:

            «На фото ветрового конуса не метелка, а диско - конусная антенна УКВ авиационной радиосвязи. Таких много и сейчас в любом аэропорту, а раньше они были очень распространены».

Это объяснение ставит все точки над «i». На илл.13а показан фрагмент фотографии илл.12б с мачтой, тросами и «метёлочкой»; а на илл.13б показана мачта с ветровым конусом, стоящая на аэродроме. ВСЕ описанные выше детали (1 – 6) есть на обеих сравниваемых фотографиях. Так что сцена интервью снималась под сенью мачты с ветровым конусом, а на месте же посадки космических кораблей ветровой конус НИКОГДА не применяется.

Об этом рассказал автору Н.В. Лебедев. Оценка ветровой обстановки на большой высоте в районе посадки была его прямой обязанностью, как метеоролога – наблюдателя спасательной партии. Если её не знать, то  спасательная партия может оказаться вовсе не там, где приземлится корабль, так как высотный ветер снесёт парашют с кораблём далеко в сторону. Для определения силы и направления ветра на большую высоту запускаются один шар - зонд и пять шаров - пилотов. Применение же ветрового конуса для этой цели бесполезно, так как он показывает направление ветра на малой высоте. Это важно знать для взлёта и посадки самолётов, но на координаты места приземления корабля низовой ветер практически не влияет.

После такого разъяснения становится, почему на аэродромах ветровой конус используется повсеместно, а для спасательных партий он не нужен.

 

дуэт с цифрами - аб

Илл.13. а) фрагмент илл.12б; б) мачта с ветровым конусом, тросовыми растяжками и радиоантенной («метёлочкой»).

http://aeroclub56.ru/wp-content/uploads/2015/02/flights_ploshadka133.jpg

 

Поэтому то, что за спиной корреспондента видна мачта с растяжками и с диско - конусной антенной УКВ, однозначно указывает на то, что вся СЦЕНА «ИНТЕРВЬЮ» СНЯТА НА АЭРОДРОМЕ, А НЕ НА МЕСТЕ ПОСАДКИ «СОЮЗА-19».

 

            На Байконуре имеется полноценный аэродром, поле его огромно. Помимо бетонных полос для взлёта и посадки самолётов, там есть и очень широкие пространства, заросшие травой.  По периферии этого поля  расположены площадки для вертолётов. Вполне подходящее место для проведения съёмки встречи космонавтов с корреспондентами и людьми в беретах (якобы в казахстанской степи)!       

            В Подмосковье, в нескольких километрах от Звёздного расположен аэродром. «Чкаловский». Место для Звёздного было выбрано специально именно поближе к «Чкаловскому», С этого аэродрома и космонавты и специалисты космического сектора отправляются в командировки на Байконур и в другие объекты космического сектора. На «Чкаловском» есть и вертолёты, и широкие пространства, заросшие травой.

            Возможны и другие варианты с местом съёмки. Так что было, где снять постановочную сцену «Интервью». Там же можно было снять и эпизод «Автографы». Капсулы приземлившихся «Союзов» не бросают в степи, а тоже доставляют, условно говоря, «в Москву». И путь их лежит через «Чкаловский».

Космонавт А. Филипченко совершил в 1969 году пятидневный космический полёт («Союз-5»). Судя по его воспоминаниям [15] уже через пару дней отдыха и лечебных послеполётных процедур космонавты существенно восстанавливали свои силы («Союз-19» был в полёте 6 суток). Получается, что съёмка могла быть проведена числа 24 - 25 июля. В это время космонавты А. Леонов и В. Кубасов находились уже в Звёздном, в ЦПК. Так что съёмка могла быть проведена и на «Чкаловском». Чего будет не хватать на «Чкаловском», так это деловой обстановки вокруг только что приземлившегося корабля (спасатели, врачи, ряды автотранспорта и т.п.). Но если снимать с близкого расстояния (см. илл.2а-в), то и так сойдёт! А вот съёмки широким планом не пригодны для дезинформации о месте съёмки. Неудивительно, что снимок илл.7 в официальный сборник [8а] не попал.

 

6. Отношение автора к постановочным съёмкам – вполне терпимое, если …

 

Если только постановочные кадры не используются для откровенной дезинформации, переворачивающей с ног на голову ход событий.

Для корреспондентов съёмка 24 - 25 июля не содержала ничего секретного. Космонавты – настоящие, интервью и фотографии – тоже. Никакой дезинформации!

А дезинформация родится лишь год спустя, когда в сборнике [9a] будет указана дата съёмки 21 июля 1975 года. Трос заретушируют, а работники пера со слов компетентных лиц напишут красочный рассказ  о приземлении бодрых космонавтов.

Фальсификация выдержит испытание десятилетиями. И секретность будет соблюдена путём дробления информации по отдельным исполнителям. Каждый из них видит лишь свой кусочек мозаики, а всю картину – только несколько человек.

 

7. С кем поведёшься!

Зачем потребовалось скрывать правду о носилках для космонавтов?

 

Для советских СМИ первоисточником по части космических полётов всегда были короткие официальные сообщения ТАСС (Телеграфного Агентства Советского Союза). Впрочем, и сегодня информационная политика во ВСЕХ странах мало чем отличается от этого порядка. Чего стоят те же регулярные встречи - инструктажи соответствующего чиновника Госдепа США с представителями ведущих американских СМИ?

ТАСС всегда сообщало об «отличном», «хорошем» или «нормальном» самочувствии космонавтов после приземления [10]. Никаких фотографий советских космонавтов, сделанных на месте посадки, не публиковалось! Впрочем, все привыкли к тому, что космические пилотируемые полёты осуществляют военные, а где военные, там и секретность. Во всяком случае, лживых картинок не публиковалось.

Советские люди вполне удовлетворялись тем, что полёт закончился успешно, а до НАСА нужная дезинформация доходила самым естественным и очень «гласным» путём: через СМИ. Американцы «наживку заглатывали».

Ракет-носителей с мощностью, достаточной для вывода на орбиту пилотируемых космических кораблей, американцы не имели. Поэтому до появления шаттлов (апрель 1981-го) они в течение 20 лет имитировали свои «космические» полёты запусками ракет на космодромах, мощными пропагандистскими кампаниями СМИ и спектаклями триумфальных возвращений из «космоса».

Но поскольку НАСА не знало, как чувствует себя человек, подвергшийся после нескольких суток невесомости многократным перегрузкам при спуске с орбиты, то из капсул никуда не летавших американских «космических кораблей» выскакивали свежие, как огурчики, «бодряки с орбиты» [7].

 

Но со временем наивная политика «разрядки международной напряжённости», начавшаяся с приходом к власти Л.И. Брежнева и его окружения (1964 г.), шаг за шагом вела дело к раскрытию секретов советской космонавтики и, в частности, советской космической медицины. Вот что пишут в статье [17] два советских участника программы ЭПАС:

«По инициативе Советского Союза советские и американские ученые в 1965 году договорились о подготовке совместного труда по космической биологии и медицине. Это была первая советско-американская работа, имеющая прямое отношение к пилотируемым космическим полетам. Наконец, в начале 1975 года вышел в свет трехтомный труд «Основы космической биологии и медицины».

 

Насчёт того, что «учёные договорились» – это, конечно, «от лукавого». Учёные в таких вопросах ничего не решают. Сначала договорились политики, а уж потом, следуя их указаниям, учёные эти договорённости воплощали в жизнь.

Для нас важно то, что к полёту ЭПАС (июль 1975 года) американцы уже знали, какими действительно возвращались с орбиты советские космонавты.

Казалось бы, что стоило американцам свою совершенно «липовую» часть «совместного» полёта закончить эпизодом вытаскивания из капсулы «Аполлона» уставших и даже немощных астронавтов? Однако НАСА не могло сразу отменить внедряемый им с 1961 года образ американских «бодряков с орбиты». Это бросило бы тень сомнения на их «лунные подвиги». Ведь их последний полёт «на Луну», закончившийся очередной партией «бодряков», был анонсирован всего за два с половиной года до ЭПАСа. Более того, сомнения возникли бы и насчёт  реальности всех предыдущих «космических пилотируемых полётов» НАСА.

Поэтому «эпасовские» американские астронавты должны были вернуться с «орбиты» такими же бодрыми, какими были  их «лунные» и другие предшественники. Соответствующий спектакль «бодрого возвращения» был организован американцами 24 июля 1975 года по накатанной схеме. И советские организаторы ЭПАС должны были поведать миру о столь же бодром возвращении товарищей А. Леонова и В. Кубасова. Причём, поведать не сухим сообщением ТАСС, а показать соответствующие фотографии, сопроводить их восторженными статьями и т. п. К этому их обязывало Соглашение по информационной политике о совместном проекте «Аполлон-Союз», подписанное в Москве в сентябре 1974 года [18].

 

В итоге, в 1976 году в сборнике «Союз и Аполлон» советский официоз от сухих предыдущих сообщений ТАСС об «отличном, хорошем или нормальном» самочувствии приземлившихся космонавтов перешёл к откровенной лжи в картинках. Что поделать – с кем поведёшься, от того и наберёшься!

 

Ссылки:

 

1. Попов А.И.. «50 лет спустя:  страницы лунной эпопеи». http://manonmoon.ru/articles/st900.htm

2. https://www.aulis.com/apollo-soyuz.htm

3. Лебедев Н.В., Попов А.И. "Программа «Союз и Аполлон»: афера космического масштаба?" Алгоритм, Москва, 2018,

4. Попов А.И.  “Союз-Аполлон: афера совместного полета”

5. Попов А.И. «Полёт «Союз – Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи». http://www.manonmoon.ru/articles/st55.htm

6. К. Ранкс. «Союз ТМА: лихачи на орбите» https://texnomaniya.ru/kosmos/-quot-sojuz-tma-quot-likhachi-na-orbite.html

А. Фомичёва. А знаете ли вы, что путь от МКС на Землю на корабле «Союз» занимает всего лишь 3,5 часа?

https://www.anews.com/p/14552941-v-25-raz-bystree-skorosti-zvuka-video-spuska-s-orbity-na-soyuze/

7. Попов А.И. Из космоса ли прибыли эти бодряки?

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vRN3NsceID7Evk8vAxj4gUqe3G12AcmJ1ky_9Z3AowYJB6FyBEXuELZ404D4kmB2Gp6kYMp2YTLDREt/pub

8.  Давыдов И.В.  «Триумф и трагедия советской космонавтики. Глазами испытателя»   http://epizodsspace.narod.ru/bibl/davydov/text/

       Фотографию см. в разделе ««Коррида» в кабинете генерала Берегового», http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/davydov/text/13.htm    

       Об авторе см. в разделе «Проверено на себе», http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/davydov/text/35.htm

9. а) «Союз и Аполлон». Сборник статей под редакцией технического руководителя проекта «ЭПАС» с советской стороны К. Д. Бушуева, ИПЛ, М., 1976, 271с.  http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

    б) Там же. Л.И. Дульнев « В космосе «Союз» и «Аполлон»» http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/05.html

    в) Там же. А.А. Леонов, В.Н. Кубасов. «Спасибо». http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/05.html

10. Освоение космического пространства в СССР 1967 – 1970 - 3. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/osvoen-kosm-pr-sssr/1968-1970/03.html

11. Н.В.Лебедев. Из воспоминаний ракетчика. http://www.manonmoon.ru/articles/st50.htm

12. Здоровье космонавтов. Медицинское обеспечение после посадки. 14 сентября 2014, http://stark-revolution.diary.ru/p199875246.htm?oam

13.. ТВ «Россия-1». Фильм «Космос. Возвращение домой». http://russia.tv/brand/show/brand_id/10179

14. "Жизнь - капля в море [Воспоминания космонавта]"  Елисеев Алексей Станиславович http://www.rulit.me/books/zhizn-kaplya-v-more-vospominaniya-kosmonavta-read-161996-26.html

15. Роскосмос. Новости. «Союз - Аполлон» - символ сотрудничества в космосе отмечает свой юбилей.14.07.2010.  http://www.roscosmos.ru/11244/

16. А. Филипченко. «В космосе». http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/filipchenko/nad-orb/02.html

17. А. А. Нестеренко, канд. техн. наук, Б. П. Артемов, инженер. «ЧЕЛОВЕК В КОСМИЧЕСКОМ ПОЛЕТЕ». Раздел «КОСМОС ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ»

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

18. Соглашение об информационной политике   НАСА. https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/s74-29896.html. S74-29896 (September 1974)

 

А.И. Попов, доктор физико – математических наук, октябрь 2020